САК РА льное оружие

Проза

«Лук, тетива и стрела составляют уже очень сложное орудие, изобретение которого предполагает долго накапливаемый опыт и более развитые умственные способности, следовательно, и одновременное знакомство со множеством других изобретений».
Ф.Энгельс

Конечно! Это работа с костью, рогом, деревом, кожей, жилами, плавильное производство. Это иной менталитет и другая идеология. И ещё многое другое. И как раз в вопросе использования луков героями Гомера мы наблюдаем не просто провал, а целую пропасть, через которую невозможно перетащить понятие «греческое» на страницы «Илиады» и «Одиссеи».

Для греков «Илиады» суть громоздка
И чем латать серьёзные прорехи?
Ведь главная имеется загвоздка —
Все говорят: «Не знали лука греки…».

Давайте снова сходим в гости к Гомеру. И сегодня мы с Вами вновь поставим себе задачу доказать, что его творчество не о греках и никак с ними не связано. На самом деле, ученые давно могли бы это сделать. Но это никому не надо и Гомер отдан на откуп «грекам». Но нам должно быть обидно, если НАШЕ отдают ЧУЖИМ…

Поговорим о таком САК РА льном оружии героев «Илиады», «Одиссеи» и «Гимнов» как Лук! Почему именно Лук?

Ответить на этот вопрос нам поможет знаменитый историк, географ и путешественник Павсаний, «Описание Эллады», глава 23:

«Рядом находится медная статуя Диитрефа, пронизанная стрелами.
В этой статуе Диитрефа меня удивляет, что он поражен стрелами, хотя у эллинов, за исключением критян, не было в обычае стрелять из лука. Ведь относительно локров опунтских мы также знаем, что они выступили против мидян, будучи уже тяжеловооруженными, хотя Гомер пишет в своих поэмах, что они пришли под Илион, неся луки и пращи. Да и у малийцев не осталось охоты упражняться в стрельбе из лука; думаю, что они и раньше не знали этого искусства, пока не явился Филоктет, но вскоре после него они опять его бросили».

Какой эксклюзив, правда? Я всегда говорю, что надо очень внимательно читать первоисточники!

Итак, Павсаний в полном недоумении, так как у эллинов не было в обычае стрелять из лука. Исключение делается только для критян (этот момент подтверждает и Гомер). Локры опунтские явлются гоплитами (тяжеловооруженными воинами) в эпоху греко-персидских войн и не пользуются луками и пращами, хотя Гомер об этом пишет. И самое главное — у малийцев не было даже охоты упражняться в стрельбе из лука и они не знали этого искусства. Сам Филоктет, знаменитейший лучник т.н. «эллинских» мифов не смог их этому научить.

Теперь о луке в творчестве Гомера и роли лука в религиозной и военной жизни той эпохи:

«Вспом­ню — забыть не смо­гу — о мета­те­ле стрел Апол­лоне.
По дому Зев­са прой­дет он — все боги и те затре­пе­щут.
С кре­сел сво­их повска­кав­ши, сто­ят они в стра­хе, когда он
Бли­же под­сту­пит и лук свой бле­стя­щий натя­ги­вать станет.
Толь­ко Лето оста­ет­ся близ мол­не­лю­би­во­го Зев­са;
Лук рас­пус­ка­ет боги­ня и крыш­кой кол­чан закры­ва­ет,
С Фебо­вых плеч мно­го­мощ­ных ору­жье сни­ма­ет рука­ми
И на колок золо­той на стол­бе близ седа­ли­ща Зев­са
Веша­ет лук и кол­чан; Апол­ло­на же в крес­ло сажа­ет.
В чаше ему золо­той, доро­го­го при­вет­ст­вуя сына,
Нектар отец пода­ет. И тогда боже­ства осталь­ные
Тоже садят­ся по крес­лам. И серд­це Лето весе­лит­ся,
Раду­ясь, что роди­ла луко­нос­но­го, мощ­но­го сына.
Тот­час же Феб-Апол­лон обра­тил­ся к бес­смерт­ным боги­ням:
«Пусть пода­дут мне изо­гну­тый лук и любез­ную лиру.
Людям нач­ну про­ри­цать я реше­нья нелож­ные Зев­са!»
Ты же, о, с луком сереб­ря­ным царь, Апол­лон даль­но­стрель­ный».

Я мог бы прокомментировать каждую строку этого абзаца, включая то, что лук повешен на столб возле трона Зевса, а женщина знает как снять с него тетиву и закрывает колчан крышкой. А лук и лира два предмета, которые используются в прорицаниях и объявлении воли Зевса. Т.е., данного абзаца достаточно, чтобы понять сакральную и важнейшую роль лука. Подчеркнуто значение лука и в гимне родной сестре Аполлона, златострельной Артемиде.

Теперь смотрите как подробно, тщательно и со знанием дела Гомер описывает изготовление, устройство и стрельбу из лука по цели троянским стрелком Пандаром:

«Снял он блестящий свой лук, на который снабдил его рогом
Дикий козел похотливый, им некогда в грудь пораженный.
Сидя в засаде, он подле расселины камня увидел
И поразил его в грудь, и тот навзничь на камень свалился.
Пядей в шестнадцать рога у него ото лба поднимались,
И полировщик рогов искусно приладил их вместе,
Гладко затем обточил, золотые приделав загибы.
Лук свой Пандар натянул и к земле прислонил, положивши,
А впереди со щитами товарищи храбрые стали,
Чтобы не раньше ахейцы отважные с места вскочили,
Чем упадет Менелай, сын Атрея, любимый Ареем.
Крышку колчана подняв, оперенную новую вынул
Он торопливо стрелу – виновницу черных страданий.
И, приложив к тетиве стрелу заостренную, громко
Дал он обет Аполлону Ликийскому, славному луком,
Из первородных ягнят гекатомбой почтить его пышной,
В день, как домой возвратится, в свой город священный Зелею.
Вскоре затем, захвативши стрелу вместе с жилой бычачьей,
Тесно к груди тетиву придавил он, а к луку – железо.
Тотчас, лишь только он рог изогнул в виде круга большого,
Лук зазвенел, тетива застонала, стрела отскочила
Острым концом впереди, пролететь порываясь чрез войско.
Но и тебя, Менелай, не забыли блаженные боги.
Первая Зевсова дочь, что дарует в сраженьи победу,
Стала вблизи и стрелу смертоносную прочь отклонила
И удалила от кожи, поспешно, как мать от ребенка
Муху спешит удалить, когда в сладком он сне отдыхает.
И острие наклонилось туда, где крючки золотые
Пояс держали на нем, как бы панцирь двойной образуя.
В пояс, прилаженный плотно, стрела острием угодила
И проскочила чрез пояс, отделанный с дивным искусством,
Также чрез панцирь она пролетела, украшенный пышно,
И через медь, что на теле носил он, защиту от копий,
Больше всего охранявшую мужа. Ее пронизавши,
Кожу на теле героя стрела оцарапала сверху
В то же мгновение черная кровь заструилась из раны».

Вы меня конечно извините, но для того, чтобы так описать весь «процесс» от начала до конца, надо очень хорошо знать тему. А как мы понимаем Павсания, ни один грек такой абзац просто не осилит, так как не знает сути вопроса и о чём вообще писать. А вот у Гомера это не вызывает никакого удивления. Он сам представитель этой цивилизации. А про пояс Менелая, «отделанный с дивным искусством», куда угодила стрела, мы можем прочитать у Страбона:

«Они (массагеты) хорошие конные и пешие воины, вооружаются луками, ножами, панцырями и медными секирами, в битвах носят золотые пояса и такие же повязки».

Боевые сцены из «Илиады» с описанием лука и эффективности стрел. Гомер описывает даже реакцию человеческого организма на попадание стрелы, анатомию и медицинские показатели:

«Быстрые стрелы мои, даже если немного заденут,
Рану наносят не так: они мужа кладут бездыханным. *

Шел он из битвы, хромая, стрелою в бедро пораженный:
Пот с головы Эврипила и с плеч его лился ручьями,
Черная брызгала кровь из зияющей раны ужасной.

Пусть Теламонид могучий один поспешит нам на помощь
Вместе с воинственным Тевкром, кто луком искусно владеет.

Слово угрозы сказав, он пошел на Гелена героя,
Острым копьем потрясая. Гелен же за лук ухватился.
Так они оба сошлись, порываясь друг друга ударить –
Этот – стрелой с тетивы, а тот – светлым копьем заостренным.

И Мерион, издалека стрелу в отступавшего бросив,
В правое ранил бедро, и, пройдя под седалищной костью,
Вышло с другой стороны острие, чрез пузырь пролетевши.
Вмиг он присел, а потом на руках у товарищей милых
Дух испустил и лежал, словно червь, по земле распростертый.

Так Несторид побежал, а троянцы и Гектор великий
Сыпали вслед убегавшему стрелы, родящие стоны.

Не устоял тут Аякс, ибо стрелы его удручали.

Плечи широкие Гектор воловьим щитом покрывает,
Свисту внимая летающих стрел и гудению копий».

А вот так действует луком в бою лучший стрелок ахейцев, родной брат Аякса и двоюродный брат Ахилла, Тевкр. Обратите внимание не только на стрельбу, но и на религиозные моменты:

«Ужас Аякса объял Теламония. Брату сказал он:
«Тевкр, дорогой мой, погиб перед нами наш верный товарищ,
Пал Масторид, который, пришедши в наш дом из Киферы,
Нами всегда почитался не меньше родителей милых.
Гектор его крепкодушный убил. Но где ж твои стрелы,
Быстро несущие смерть? Где лук, тебе Фебом врученный?»
Так сказал он. Аякса послушался Тевкр и немедля
С луком упругим в руках и с колчаном, набитым стрелами,
Стал близ Аякса и быстро стрелять принялся по троянцам.
Клит был им поражен, блистательный сын Писенора,
Пулидаманта товарищ, Панфоева славного сына,
Вожжи державший в руках; конями тогда был он занят,
Правя туда колесницу, где гуще теснились фаланги,
Тем угождая троянцам и Гектору; быстро, однако,
Гибель пришла к самому, и никто от нее не избавил.
Сзади Клиту вонзилась стрела многостонная в шею.
Он с колесницы упал. И, пустою гремя колесницей,
Кинулись кони назад. Владыка заметил тотчас же,
Пулидамант, и навстречу коням направился первым
Протиаонову сыну он их передал, Астиною,
Строго ему приказав с конями поближе держаться,
Глаз не спуская с него. И в ряды передних вмешался.
Тевкр другую стрелу против Гектора в медных доспехах
Вынул. Заставил бы он его бой прекратить пред судами,
Если б, стрелою пронзивши, лишил середь подвигов жизни.
Но от ума не укрылся он мудрого Зевса, который
Гектору помощь давал, а Тевкру отказывал в славе.
Метился в Гектора Тевкр. Вдруг на луке его превосходном
Новую Зевс тетиву оборвал. И стрела полетела
Тяжеломедная вбок. И лук из руки его выпал.
Тевкр содрогнулся от страха и брату Аяксу промолвил:
«Горе! В ничто божество превращает все замыслы наши!
Только что вырвало лук у меня из руки оно крепкой
И тетиву оборвало мне новую, нынче лишь утром
Мной прикрепленную к луку, чтоб вынесла частые стрелы!»
Тевкру ответил на это великий Аякс Теламоний:
«Милый, оставь же лежать и лук свой, и частые стрелы,
Если бессильными сделал их бог, данайцам враждебный!»

Мы видим очень эффективное использование лука. Причем, стрелок не промахивается. Также в «Илиаде» описан момент, где Тевкр действует в паре с Аяксом, стреляя из-за его щита, а Аякс прикрывает его от копий и стрел. Это единственный известный мне в литературе случай, который показывает приемы боя тяжелого пехотинца и легкого лучника в паре и их взаимодействие! Для того, чтобы это изобразить в стихе, надо снова очень хорошо быть в теме. С другой стороны, лишнее подтверждение того, насколько до мельчайших деталей эта цивилизация знала лук и владела им как оружием. Почему до мельчайших? Гомер пишет даже об износе тетивы от частых стрел! Также присутствует момент стрельбы опунтских локров по троянцам из-за ахейской фаланги поверх голов. Ничего подобного греки не знали даже в классическую эпоху и пользовались услугами наемных лучников. Если говорить образно, то стрелы роем сыпятся с каждой странички «Илиады»:

«Много вокруг Кебриона отточенных копий вонзалось,
Стрелы крылатые часто с тетив вылетали упругих,
Много огромных камней о щиты ударялося с громом
В битве вкруг тела его. А он, широко распростершись,
В пыльном лежал урагане, забыв об искусстве возницы.
Долго, покамест средь неба высокое солнце стояло,
Острые копья и стрелы летали, народ поражая».

Подводя итог. Мы видим МАССОВОЕ использование лука и стрел воинами с обеих сторон. И это не просто «застрельщики» перед столкновением фаланг. Стрелы летят в обе стороны постоянно!

А сейчас я Вам вообще покажу нечто из ряда вон выходящее. Сцена соревнования по стрельбе между вождем критян Мерионом (тот самый, который подарил Одиссею свой лук) и уже упоминавшимся Тевкром. Помните, Павсаний говорил, что только критяне владели луком? Обратите внимание, какие призы за победу в состязаниях и во что они вообще стреляют:

«Для состязаний из лука он синее вынес железо:

Десять двойных топоров и десять простых положил он.

После того корабля черноносого мачту поставил

В желтом песке вдалеке и робкого голубя к мачте

За ногу тонким шнурком привязал и стрелять приказал им

В голубя. „Кто попадет стрелой своей в робкую птицу,

Десять получит двойных топоров и домой унесет их.

Кто же в шнурок попадет, а по птице самой промахнется,

Этот, как худший стрелок, топоры лишь простые получит“.

Сила властителя Тевкра тотчас на призыв этот встала,

Встал Мерион, товарищ блистательный Идоменея.

Жребии взяли, и в медный их бросили шлем, и встряхнули.

Первая очередь Тевкру досталась. Могучей рукою

Тотчас стрелу он пустил, но владыке не дал обещанья

Из первородных ягнят принести гекатомбную жертву,

В птицу Тевкр не попал. Отказал Аполлон ему в этом.

Только в шнурок он попал возле ножки привязанной птицы

И целиком перерезал шнурок заостренной стрелою.

К небу немедленно голубь взвился, а шнурок ослабевший

Вяло к земле заскользил. И шум поднялся средь ахейцев.

Быстро тогда Мерион из руки его лук изогнутый

Вырвал; стрелу наготове держал он, как Тевкр еще целил.

Дал он тотчас же обет метателю стрел Аполлону

Из первородных ягнят принести гекатомбную жертву.

Под облаками высоко завидел он робкую птицу.

В небе кружилась она. Ее под крыло поразил он,

В бок, и стрела, сквозь нее пролетевши, обратно упала,

В землю вонзившись у ног Мериона. А раненный голубь

С неба спустился на мачту судна черноносого, шейку

Свесил бессильно; и крылья густые, захлопав, поникли.

Вылетел дух его быстрый из членов, а сам он далеко

От Мериона упал. Народ изумленный дивился.

Десять двойных топоров получил Мерион как награду,

Тевкр же простые понес топоры к кораблям изогнутым».

По сложности исполнения эта сцена перекликается с «Одиссеей», где главный герой пускал стрелу в маленькие сакральные отверстия сразу двенадцати топоров!!!

«Вынесу лук я большой Одиссея, подобного богу.
Тот, кто на лук тетиву с наименьшим натянет усильем
И топоров все двенадцать своею стрелою прострелит,
Следом за тем я пойду, этот дом за спиною оставив,
Мужа милого дом, прекрасный такой и богатый!
Так сказав, свинопасу Евмею она приказала
Пред женихами и лук положить и седое железо».

Обратите также внимание, как ведет себя голубь после попадания стрелы. Такие маленькие детали надо видеть своими глазами и знать их.

Вот почему я и говорю, что это совсем другая цивилизация — ГРЕКИ НЕ ЗНАЛИ ЛУКА!

Кроме того, присутствие под Троей лука Геракла и лучника Филоктета является одним из шести условий падения Трои по пророчеству. Главный герой ахейцев, вождь скифов Ахилл и главный виновник развязывания войны Парис, гибнут от стрел и луков.

И ещё… В «Одиссее» описан футляр для лука. Это не что иное как «Горит». Пользовались такими футлярами в давние времена скифы, киммерийцы и протославяне. Круг замкнулся! Ах, да! «Ахейская» культура как говорят археологи, знаменита фибулами, застежками для плаща и похоронными обрядами трупосожжения. Всё это в полной мере описывает Гомер. О застежке на плаще Ахилла и скифском покрое его одежды говорит и Флавий Арриан.

А вот и золотая застежка-фибула русокудрого Одиссея. Тот самый неподражаемый скифский звериный стиль:

«В этом плаще золотая застежка входила
В парную трубку, а сверху они прикрывалися бляхой:
Пестрый олень молодой под зубами собаки в передних
Лапах ее извивался. Смотреть удивительно было,
Как — из золота оба — собака душила оленя,
Он же ногами отчаянно бил, убежать порываясь».

В заключение скажу, что если Вы найдете хотя бы одну греческую фреску или вазу с изображением сцены битвы между ахейцами и троянцами с использованием луков и стрел, то я буду Вам очень признателен. Греческие художники не рисовали того, чего не знали!

P.S. В сценах стрельбы Пандара по Менелаю и Тевкра с Мерионом по голубю есть один важный религиозный момент. Кто его увидит, сразу поймет, с чьей религиозной доктрины плагиатом по обрядности является иудаизм. И таких моментов в «Илиаде» и «Одиссее» много.

*Особая форма наконечника, о чем говорят многие авторы, либо использование яда:

«Скифы напитывают стрелы ядом випер и человеческою кровью. Это злодеяние неотвратимо. Такая стрела немедленно причиняет смерть, даже при легком прикосновении».
Гай Плиний

«Говорят, что скифы к яду, которым намазывают стрелы, примешивают для приправы человеческую сукровицу, которую собирают поверх крови».
Клавдий Элиан

Косвенно эту информацию подтверждает тот факт, что стрелы Геракла были отравлены ядом гидры и именно такой стрелой Филоктет убил Париса.

3 комментария

Юша Могилкин
Ахейцы, конечно же, греки. Хотя, как утверждают источники, пришли на территорию этой страны откуда-то с севера ни никак не с востока:
Your text to link...
Your text to link...
Your text to link...
Your text to link...

Осели, зажили себе неплохой жизнью, а тут Троя со своими поборами.
Пришлось воспитывать…
Your text to link...

Павсаний жил во втором веке н.э., через много-много веков после т.н. «Троянской войны»; к этому времени Греция уже находилась в упадке и ни с кем не воевала, поэтому, естественно, потребность в стрельбе из лука у народонаселения отпала за ненадобностью.
Во времена ВОв даже проводники жд вагонов ходили с пестиками, а транспортная милиция – с шашками. А потом все это дело отменили по причине отсутствия необходимости.

Насчет луков, как таковых.
Очень страшная штука. Почему враждующие армии старались как можно быстрее сблизиться и удариться в рукопашную? Правильно, чтобы не быть расстрелянными на расстоянии. Лучники, пращники и метатели дротиков всегда ставились впереди основного стоя и, при благоприятных условиях, выкашивали целую кучу народа.
Но здесь нужно учитывать один немаловажный нюанс: хороший стрелок – очень ценный кадр, абы кому такое дело не доверяли – годы многочисленных тренировок стоили дорого.
Но оно касалось рядовых лучников.
Аристократия же, имея массу свободного времени, тоже иногда тратила его на приобретение стрелковых навыков.
Но дело это долгое и муторное, куда как проще было отрезать голову своему врагу, захватить его вооружение, а потом выгодно продать шлем и кирасу. А заодно слить тело за выкуп.

Однако, соревнования лучников всегда были в ходу у древних греков, их даже включили в перечень Олимпийских дисциплин. Поэтому не исключено, что автор (или авторы) «Илиады-Одиссеи» видели эти соревнования и описали их во всех подробностях на свой лад.
Вот интересный материал по теме:

Your text to link...

Но это все лирика.
Я так понимаю, что камень преткновения зиждется на том, что, по мнению тех источников, которых Вы придерживаетесь, Трою расфигачили вовсе не греки, поскольку ахейцы, типа, были скифами/славянами, поскольку сами греки не умели стрелять из лука?

Конный скифский лучник – это байки для маленьких, даже несмотря на старинную чеканку:


Без стремян и твердого седла полноценно стрелять из лука, сидя на коне, невозможно в принципе. Не, ну, конечно, можно сымитировать данное действо, но результат его окажется близким к нулю. Даже пресловутая «парфянская атака», скорее всего, является большим преувеличением.

Я с детства езжу на конях-лошадях по-всякому. Так что, вполне могу сравнить – как оно удобнее и вообще. )))
К тому же, согласно фотографии Виктора Васнецова «Кто кого?»:

неоспоримым преимуществом обладает облаченный в кольчугу воин, сидящий в вышеуказанном седле и засунувший ноги в стремена, нежели чем неуверенно держащийся на лошади чувак с копьем.

Существует вполне обоснованное мнение, что конница, до изобретения стремян, была мало востребована в бою, основная задача лошадей – это оперативно доставить воинов до места схватки. Впрочем, можно еще было на лошадях протаранить войска противника, затем спешиться и начать рубиться.
Пехота – вот основа основ армий того периода.
А еще колесницы – БМП на современный лад.

О, кстати:

Your text to link...

Об сказках Гая Плиния и Клавдия Элиана:

Your text to link...

Из человека никакого убийственного яда для смазывания наконечников стрел не получится, увы.
А вивера – это гадюка. Выдавленный из нее яд быстро приходит в негодность. Не, ну, конечно, его можно высушить-кристаллизовать, однако, как смазывать стрелы кристаллами?
Есть еще одна забавная фишка: скорость полета стрелы. Может, с расстояния нескольких метров всякие соусы с нее и не сдует, но, чтобы, когда с дальняка – смазывай – не смазывай, все вылетит в трубу. Особенно с металлического острия.

Вот, эти, которые народы Крайнего Севера, те делали костяные наконечники с зазубринами и тыкали стрелы и копья в специальное желе из протухшей рыбы. Сепсис врагу был гарантирован.

Реально, я не заморачиваюсь ни насчет происхождения ахейцев, ни об том, почему льняной доспех круче медного, но, вот, моя женщина как-то спросила: «Отчего у всех древнегреческих статуй, изображающих обнаженных мужчин, очень маленькие пенисы? И на всяких ихних старинных рисунках – аналогичная ситуация, хотя древнегреческие тетки – те еще коровы, здоровые и крепкие, таких, поди, просто так не окучишь».

И никто не смог ответить на ее вопрос, даже Гомер.

)))
koss1967
«Ахейцы, конечно же, греки. Хотя, как утверждают источники, пришли на территорию этой страны откуда-то с севера ни никак не с востока»:

Юм Адонаевич! При всем уважении, если ахейцы по основной версии пришли из Придунавья и Северного Причерноморья, то что дает основание утверждать, что они КОНЕЧНО ЖЕ ГРЕКИ? Ну нет для этого никакой основы. Это миф! Павсаний как и любой античный автор находился ближе к описываемым событиям на две тысячи лет и пользовался ещё более древними письменными источниками. Почему я всегда говорю, что надо отталкиваться от первоисточников, желательно нескольких. Про поборы Трои тоже не соглашусь. Это одна из версий, не более того. А вот более того как раз то, что такую причину начала Троянской войны, как дают многие античные источники, выдумать невозможно! Идет именно конкретика. И не забывайте про единый пантеон богов у противоборствующих сторон. По поводу стрельбы из лука без стремян и седла разговаривал с врачами хирургами как-то. Их мнение — в те времена при езде на лошади у людей работали совсем иные мышцы тела. И совсем иначе работали. Но медики как раз и говорят, что это более возможно, чем невозможно. Я всего лишь утверждаю, что события Троянской войны не имеют никакого отношения к грекам. Гомер дает три названия — ахейцы, данаи, аргивяне. И на каком основании возникает четвертое слово — ГРЕКИ, мне совсем непонятно. Оснований к этому нет никаких. По поводу лучников. Давайте, всё-таки, руководствоваться фактами. В захоронениях наибольшее количество предметов — наконечники стрел. И точка.
Юша Могилкин
Ну, против столь мощного аргумента, как «И точка» даже я бессилен. )))

Хотя… волыняне, вятичи, древляне, дреговичи, кривичи, поляне, радимичи, словене, уличи – все они считались русичами (см. «Слово о полку…»).

Вот такая, вот, аналогия.

)))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.