Корбетт

Проза


«Некоторым счастливцам страх, возможно, неведом от рождения, но я не принадлежу к их числу. И сегодня, после того как я имел дело с обитателями джунглей на протяжении всей жизни, я боюсь зубов и когтей хищника не меньше, чем в тот день, когда тигр впервые заставил меня бежать из джунглей, где я помешал ему спать. Но теперь у меня есть опыт, которого недоставало в дни юности, и он помогает мне бороться со страхом, обуздывать его. Если раньше мне повсюду чудилась опасность и я пугался каждого звука, то теперь я знаю, что действительно представляет угрозу, на какие звуки надо обращать особое внимание, а какими можно пренебречь. На смену былой неуверенности, попадет ли пуля в цель, пришла убежденность, что она пойдет туда, куда следует. Опыт порождает веру в себя, если же не обладать ни тем, ни другим, охота на людоеда пешком и в одиночку превратилась бы в крайне неприятный способ самоубийства».
Джим Корбетт, «Храмовый тигр»

Вглядитесь в доброе лицо этого человека. Перед Вами сам Джим Корбетт, ирландец, считавший себя англичанином, полковник в отставке, писатель, натуралист, любитель природы, защитник животных и величайший охотник двадцатого столетия. В Индии его считают национальным героем и при жизни назвали святым. Его имя носит крупнейший национальный парк Индии, а индийский народ благоговейно относится к его памяти. В мемориальный музейный комплекс Джима Корбетта входят его дом, принадлежавший ему большой участок земли, оставшийся в первозданном виде, построенная полковником длинная каменная стена и жилище его близкого друга. Имя Корбетта получил и подвид бенгальского тигра.

Тридцать один год этот бесстрашный и благородный человек рискуя жизнью защищал население Индии от зверей — людоедов. Полковник Корбетт в одиночку застрелил девятнадцать тигров и четырнадцать леопардов, клыки которых обагрены человеческой кровью. Он охотился на людоедов, а они охотились на него… Корбетт принципиально отказался от помощников, чтобы не подвергать их жизнь опасности. Он уходил в ночь один или в сопровождении своего охотничьего спаниеля…

Его выстрел остановил само исчадие Ада — Чампаватскую тигрицу, убившую 436 человек. Полковник расправился с Панарским леопардом, на счету которого более четырёхсот людских жизней. От его пули нашла свою смерть тигрица из Талладеша, отнявшая жизни ста пятидесяти индийцев. Корбетт прикончил Чоугарского людоеда, остановив его кровавый счёт на шестьдесят четвертой жертве. И, наконец, он убил самого Демона Ужаса, леопарда из Рудрапраяга, восемь лет терроризировавшего паломников и жителей деревень возле святых мест, отомстив ему за сто двадцать пять жертв… Общее число человеческих жертв зверей — людоедов, уничтоженных полковником Джимом Корбеттом, превысило тысячу двести…

Последнего своего тигра — людоеда Джим Корбетт застрелил в 1938 году. Перечитывая его великолепные автобиографические книги об этих событиях, я всё равно никак не могу понять и осознать верхний предел мужества этого ничего не боявшегося железного Бойца джунглей. А какое нечеловеческое напряжение в строках его повествований! Корбетт рассказывает так, что волосы встают дыбом, а нервы натягиваются в струну… В одной из книг полковник проговорился, что даже смертельная опасность при одиночном преследовании раненного тигра — людоеда или людоеда, уносящегося свою добычу от преследователя, не снижает удовольствия от конечного результата… Как говорится, штрихи к портрету человека, неоднократно бывавшего на волосок от гибели и не раз из охотника становившегося объектом охоты:

«Это была четыреста тридцать шестая человеческая жертва тигрицы, и зверь привык уже к тому, что во время еды его беспокоят спасательные партии. Но, по-видимому, это был первый случай, когда его преследовали так упорно, и он выразил свое недовольство рычанием. Чтобы в полной мере представить себе, что значит рычание тигра, надо находиться в местности, подобной той, где был тогда я: кругом скалы с густыми зарослями; каждый неверный шаг может увлечь в расщелину или пропасть.

Я не могу рассчитывать, что мои тогдашние переживания будут вполне понятны читателю. Рев тигра и перспектива его нападения и пугали меня, и внушали надежду на успех. Если бы тигрица потеряла терпение и совершила нападение, моя задача была бы выполнена, я смог бы положить конец всем мукам и страданиям, причиняемым зверем-людоедом».
Джим Корбетт, «Кумаонские людоеды»

К изложенному следует добавить, что себя Корбетт не жалел и на охоту выходил и больным малярией, и заболевшим брюшным тифом, и с гнойным отитом и ларенгитом, так как любой день промедления исчислялся человеческими жизнями.

Когда белый саиб в английском френче с крупнокалиберным штуцером на плече появлялся в деревнях, местные крестьяне, зная о его слабом здоровье, несли ему свежее молоко, фрукты, букеты цветов и предлагали любую помощь… Потому, что этот подтянутый и сухопарый охотник, запросто проходивший в день десятки миль, оглохший на одно ухо и страдавший вечным кашлем, возвращал им и их детям Надежду. Надежду на Жизнь…

Его безмерно уважали руководители Английской временной администрации, а индийский народ боготворил и при жизни называл Садху (Святой). Слава его была такова, что индийцы не просто кланялись ему в колени, но и целовали ноги. В индийских храмах его считали богом, освобождающим этот мир от злых духов и демонов. Самому Корбетту это доставляло, пожалуй, самые большие неудобства. Он был по своей природе очень скромным человеком. Почти неизвестно фактов о том, чтобы он присутствовал на праздниках по поводу уничтожения зверей — людоедов и позволял себя чествовать. Пока люди радовались и веселились, Джим Корбетт уже направлялся туда, где снова была необходима его помощь. Он шел один в ночь и мрак навстречу очередному Демону Ужаса, с клыков которого капала человеческая кровь… И не боялся!

Корбетт покинул Индию только по состоянию подорванного в джунглях во время охот здоровья. Умер он в 1955 году в Кении, в Ньери, прожив почти восемьдесят лет, где и похоронен рядом с родной сестрой. За их могилами ухаживает «Фонд Джима Корбетта». Книги полковника разошлись миллионными тиражами. В эпоху интернета любой может поиском набрать «Кумаонские людоеды» или «Леопард из Рудрапраяга» и прочитать в открытом доступе о полной опасностей жизни этого легендарного человека… К столетию со дня рождения Корбетта в Индии выпущена серия почтовых марок, а индийские крестьяне из поколения в поколение рассказывают легенды о святом подвижнике и спасителе Джеймсе (Джиме) Эдварде Корбетте. В музее Джима Корбетта висит большая карта на которой крестиками обозначены места гибели людей, а флажками с пояснительными надписями места, где Белый Садху остановил само Зло… На этой карте нет свободного места…

P.S. «Шестнадцатью годами позже, в 1942 году, я выполнял военное поручение в Мируте. Однажды мою сестру и меня пригласил полковник Фляй, чтобы помочь занять раненых на приеме, устроенном в их честь. Когда мы явились, эти люди — пятьдесят или шестьдесят человек — родом из разных частей Индии сидели вокруг теннисной площадки и с наслаждением курили, только что закончив пить роскошный чай. Начав с противоположных сторон, мы с сестрой принялись обходить собравшихся по кругу.
Эти люди, главным образом из провинций Среднего Востока, после отдыха должны были разъехаться по своим домам, кто в отпуск, а кто в отставку. Миссис Фляй и моя сестра завели граммофон с индийскими пластинками, а меня попросили остаться, пока не кончится прием, занявший два часа. Поэтому у нас хватило времени, чтобы обойти всех раненых.
Я уже проделал половину круга и подошел к молодому парню, сидевшему на низком стуле; он был тяжело ранен, и на земле около него лежали два костыля. Когда я приблизился, он, с трудом соскользнув со стула, попытался припасть головой к моим ногам. Бедняга удивительно мало весил, так как много месяцев провел в госпитале; когда я, подхватив его, поднял и усадил поудобнее в кресло, он сказал: «Я разговаривал с вашей сестрой и сказал ей, что моя родина Гарвал. Тогда она мне сказала, кто вы такой. Я был еще маленьким мальчиком, когда вы застрелили людоеда, и так как наша деревня находится далеко от Рудрапраяга, я не смог бы дойти туда, а отец был недостаточно силен, чтобы нести меня, поэтому мне пришлось остаться дома. Когда отец вернулся, он сказал, что видел мертвого людоеда и саиба, который убил его. Он рассказал о сладостях, которые в этот день были розданы, — свою полученную им долю он принес мне, — и о большой толпе народа, которую он там видел. Теперь, саиб, я поеду домой с большой радостью в сердце, ибо сейчас я могу сказать моему отцу, что и я своими собственными глазами видел вас. И может быть, если смогу найти кого-нибудь, кто понесет меня на ярмарку, которая теперь ежегодно устраивается в Рудрапраяге в память гибели людоеда, я там смогу рассказать народу, что встретил вас и говорил с вами».
Юноша на пороге полной возмужалости, возвращающийся с войны с искалеченным телом, думал не о том, как он будет рассказывать о совершенных им храбрых поступках, но был полон желания сообщить отцу, что своими глазами наконец увидел человека, которого много лет назад не смог увидеть, человека, чье единственное право на воспоминание о нем заключалось в одном точно сделанном выстреле.
Типичный представитель народа Гарвала, этих простых и отважных горцев, и всей великой Индии, чьих сынов лишь немногие жившие среди них англичане имели счастье знать. Это те самые сыны земли с горячими сердцами, которые независимо от их касты и верований, когда наступит день, объединят соперничающие между собой части страны и создадут одну великую индийскую нацию».
Джим Корбетт

18 комментариев

Удаленный за ложь и клевету
Да, страшнее тигра, льва или леопарда, пристрастившегося к сравнительно лёгкой охоте на людей, только притаившийся в кустах огромный удав или питон. Но того можно «обмануть» высоким плюмажем, и он посчитает, что не сможет заглотить такую «огромную добычу»… А вот можно ли долго обманывать пантеру (тигра, льва, ягуара, леопарда) маской с глазами, одетой на затылок, — не знаю… Думаю, что большая кошка распознает обман, и нападёт, как привыкла, сзади, проигнорировав фальшивый прямой взгляд маски.
Человек этот безусловно герой. В одиночку ходить на пантер — это тебе не медведей в берлоге убивать, теша свои охотничьи страсти.
Орлуня
Ага! Как этот «депутат», например! ОХОТУ НА ЖИВОТНЫХ НАДО ЗАПРЕТИТЬ!!!
Удаленный за ложь и клевету
Вольерную — да. А просто сезонную, которая кормит многих не городских жителей запрещать — смерти для них подобно. Это депутаты охотятся ради развлечения
Юша Могилкин
Вообще, настоящая охота — это большой серьезный труд ради сомнительного удовольствия.
А которые любят пострелять в тепличных условиях — пусть топают в тир.

)))
Юша Могилкин
Да, несомненно. И убивать комаров — тоже.

)))
Орлуня
Комары — это не животные, а насекомые. Если комар сел мне на руку и собрался меня кусать, то, конечно, я его прихлопну. Если муха собралась есть мой бутерброд, то ей будет та же участь. Это защита себя, своей жизни и жилища. Корбетт убивал убийц, защищал людей. А вот если б он просто так палил, развлекаясь, как Николай 2, по воронам, то это уже просто садист. Кабанов диких убивать — тоже грязное дело: свинины полно в магазинах, причём, прошедшей санитарный контроль. А у дикого может быть семья где-то рядом, кабанята… Точно так же, волков ни к чему просто так убивать. Только при ЗАЩИТЕ!!! Человек должен быть не просто царём зверей, а справедливым царём зверей.
А все эти взносы охотников за отстрел — фигня! Деньги не на охрану природы уходят, а в карманы начальничков.
Юша Могилкин
А в чем разница «животные» или «комары-насекомые»?
Или каждое живое существо не имеет права на жизнь? )))
Комаров (например, малярийных), уничтожают миллиардами, только лишь потому, что они мешают жить человеку.

Тут – либо любить всех, либо никого.
А выбирать: «этих – жалко, а эти – пусть будут убиты» — как-то оно не совсем.

Впрочем, мне все равно: мы взрослые люди, у каждого свои жизненные устои, и переубеждать друг друга в данном вопросе – пустое занятие.

…Сколько я там недавно потратил на спасение жизни и здоровья одного приблудного кота? Да, аккурат, сто двенадцать тысяч рублей. Хотя насчет котов я вообще равнодушен – люблю только свою собаку.
…А теперь он – гад – живет в моей квартире и метит все, что захочет. Хотя и кается потом.
Так что, не такие уж мы – охотники – звери.

)))
Юша Могилкин
Удавы и питоны не питаются людьми, разве что ихними детенышами или лилипутами. )))
А которая пантера — это тот же самый леопард и все прочие аналогичные хищники семейства кошачьих:
Your text to link...

А вообще, самое страшное животное из сухопутных млекопитающих — это якобы «мирный и добродушный» бегемот — самый свирепый беспредельщик на всем земном шаре.

)))
Удаленный за ложь и клевету
Я вообще-то не липец, и зоологию знаю неплохо. В частности систематику видов. Я же выше указал по-русски, правда, что лев, леопард, тигр, ягуар относятся к роду Pantera.
Насчёт питонов и удавов. Пятиметровый змей (не королевская кобра, а именно удав или питон) проглотит подобных нам, и не подавится. Можешь в инете найти таких случаев тьму. Главным образом в Ю.Америке, Африке и Индии + Индокитай и Индонезия. Бегемоты и крокодилы опасны только у воды. Прибрежная зона видимости обширна, и гиппопотама там трудно не заметить чтобы подождать пока он отойдёт подальше, а не идти «в его владения». Крокодилы же гораздо гораздо опаснее потому, что нападают из воды.
koss1967
«Я вообще-то не липец, и зоологию знаю неплохо».

БРАВО!!!
Юша Могилкин
А, хорошо, хорошо. ))) Насчет твоих познаний спорить не стану.

Но ни удав, ни питон не в состоянии справиться со взрослым человеком нормальной комплекции.
Впрочем, в качестве анти-доказательства, готов рассмотреть любое, приведенное тобой.

Насчет бегемотов и крокодилов – об этом можно говорить только в том случае, ежели кто-то из нас побывал бы на месте ихнего обитания.
Я – не был. Ты – не знаю.
Но у меня достаточно друзей-приятелей зоологов и охотников, много раз тусивших во всяких Африках.
Они много чего интересного рассказывали по теме.
Не Интернетом едины, однако.

)))
Удаленный за ложь и клевету
Анатом и эволюционист Кювье как то сказал: «Дайте мне одну кость животного и я по ней воссоздам весь скелет животного… я, конечно, не Кювье, но то, что бегемоты и крокодилы тусят у воды или в воде — знаю:) Насчёт удава или питона… лучше не проверять. В какой-то телепередаче про животных егерь-негр — вполне себе среднеразмерный мужчина- рассказывал, что на него из кустов набросился четырёхметровый питон. Он долго боролся с ним, скрученный по рукам иногам, и в конце концов победил — дотянулся до его головы, и перегрыз ему горло… то есть сильно укусил… как ты гадюку:)) негр говорил, что, если бы он этого не сделал, то ему бы настал кирдык, и что он теперь знает, куда деваются пропавшие бесследно в саванне, т.е. без останков хищной трапезы от них.
koss1967
Я когда пацаном прочитал «Леопард из Рудрапраяга», то три дня спать не мог — боялся темноты.
Юша Могилкин
Замечательный дядька по всем статьям. Читал его «Кумаонские людоеды».
Не, таких людей – во всех поколениях – единицы.
Выйти один на один с хищным зверем – раз, получить всеобщее уважение народа целой страны – два.
И при этом остаться добрым и мудрым.
koss1967
Очень интересна психология его общения с индийцами. Ему приходилось уходить на охоту на людоедов в районы Индии, охваченные волнениями и восстаниями против английской администрации. И Корбетту прямо не советовали это делать английские чиновники. Но полковнику было по барабану. Он просто шел пешком с собакой и помощником из местных, который помогал нести личные вещи. Англия Англией, но Корбетту никогда и никто не сказал дурного слова и не бросил на него косой взгляд. В любом уголке Индии знали, кто он и что это за человек! Честно говоря я даже не знаю, а есть ли ещё иностранец, которого в Индии при жизни называли святым? Вот он, великий гуманист и Человек Джим Корбетт на одном фото:


А это о леопарде из Рудрапраяга:

zen.yandex.uz/media/id/5b27b18fbca8f700a8038989/leopard-iz-rudrapraiaga-liudoed-vosem-let-navodivshii-ujas-na-jitelei-indii-5d565084a2d6ed00adfa7f74

Что интересно. На С.ру в этой заметке сразу отметился «Падлушка». Смысл его посещения — нацик и фашист теперь поёт оды браконьеру.
Юша Могилкин
Да потому, что люди – они, в большинстве своем, – нормальные.
Восстания там какие-то – пофигу. Пришел человек, чтобы решить глобальную проблему – его и встретили соответственно. Решил – вообще молодец.
Все, что еще кому нужно?

А Номерной – он обычный мудак.
Было бы на кого обращать внимание.

)))
koss1967
Хорошо, что Андрей Пшенов написал своего «Моби Дика»! И загарпунил «Падлушку» наглухо. Уход «Падлы» со сцены — полностью обвалившийся центр боевых порядков Вшивой и Липца. Всё-таки, именно «Падла» являлся главным сионистом инета и Королем Хуцпы, а не Липец.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.