Назначая свидание у Дюка
Для любознательных не одесситов.
Памятник Дюку.
В 1803 году Арман Эмманюэль дю Плесси (герцог Де Ришелье) стал генерал-губернатором Одессы. Стараниями нового градоначальника город превратился в крупный торговый порт. Местные жители называли его «наш Дюк» и считали основателем города, хотя к тому времени Одессе было уже 8 лет.
После его смерти, граф Ланжерон обратился с призывом к населению начать сбор средств на сооружение памятника Ришелье.
Заступивший в мае 1823 года на пост новороссийского генерал-губернатора, граф М.С. Воронцов заказал памятник известному скульптору И.П. Мартосу (автору монумента Минину и Пожарскому). «Фигура герцога Ришелье изображена в моменте шествующем...» — пояснение скульптора к эскизу памятника, данное в его письме в Одессу в феврале 1824 года.
Петербургским мастером литейных дел Ефимовым были отлиты в бронзе статуя Ришелье в римской тоге и три латунных барельефа, символизирующих земледелие, торговлю и правосудие.
Памятник был заложен 30 июня 1827 года.
Пьедестал памятника выполнили архитекторы А.И. Мельников и Ф.К. Боффо (он же и руководил работами по установке памятника). Гранит привезен из-под Вознесенска. Розовый гранит подарил херсонский помещик Скаронинский.
Открытие бронзового памятника Дюку, как ласково именуют многие поколения одесситов Армана Эмманюэля София-Септимани дю Плесси Ришелье, состоялось 22 апреля 1828 года. Без этого монумента, являющегося визитной карточкой города, сегодня немыслима Одесса. Памятник Дюку стал первым памятником Одессы.
КТО ЖЕ БЫЛ ОСНОВАТЕЛЕМ ОДЕССЫ?
Основатель города Одессы был адмирал Осип Де Рибас. Именем Де Рибаса названа центральная улица Одессы.
Адмирал Де Рибас глубоко почитаем в Одессе как основатель города, в его честь названа главная улица Одессы. Сейчас жители Одессы просят произвести перезахоронение его в Одессе с подобающими этому великому человеку почестями.
Осип Михайлович Де Рибас родился в 1749 году. По происхождению испанец. С 1772 на русской службе. Служил при Алексее Орлове, после чего стал приближенным Григория Потемкина. Участник русско-турецкой войны 1787-91, штурма Измаила. Руководитель строительства порта и города Одесса.
В 1800 году Де Рибас был похоронен на католическом (ныне Смоленском) кладбище в Санкт-Петербурге.
***
Хочу добавить несколько слов об одесских катакомбах.
Многие знают, что в Одессе существуют катакомбы, они фигурировали во многих художественных и документальных фильмах. Они имеют множество входов и выходов, лазов, в том числе и тупиковых. Катакомбы имеют 8 ярусов и если бы все их лазы вытянули бы в одну длину, то они покрыли бы расстояние в 3 тысячи километров.
Для сравнения это расстояние, по прямой, от Одессы до Парижа.
Сколько тайн они хранят эти катакомбы, сколько трагедий происходило в них, у их выходов и входов, о которых мы никогда уже не узнаем, об этом можно только догадываться. Исследователям, историкам, удалось только часть историй связанных с катакомбами осветить в своих документальных записях. В них прятались контрабандисты, торговцы «живым товаром», бандиты, бежавшие из тюрем и каторги, скрывающиеся от преследования полицией и жандармерией, мошенники, воры, брачные аферисты, дезертиры не пожелавшие идти на фронт в первую мировую войну, революционеры-экспроприаторы, которые тоже были бандитами и там же в катакомбах уживались с уголовными преступниками, революционеры-подпольщики. Во время ВОВ там прятались партизаны, мирные жители…
Все знают, что этот город называют Одесса-мама, но мало кто знает, что мамой он был назван потому, что со дня его основания в него стекались со всего мира богатые и бедные, коммерсанты, воры, бандиты, аферисты, и для всех вышеперечисленных он становился мамой, укрывал от преследователей, давал заработок, в том числе и криминальный, пищу и кров.
Потому этот город и стал многонациональным — греки, поляки, итальянцы, англичане, румыны, молдаване, русские, украинцы, евреи, грузины, армяне, турки, пустили в Одессе свои корни и считали его своей второй родиной, то есть мамой. Враждуя между собой в других странах, в Одессе они уживались и не было межнациональных распрей.
Иногда местные уголовники сдавали полиции «залетных», чаще американцев и англичан, но это была своеобразная конкуренция.
Местные преступники не хотели делить возможную добычу с иностранцами, которые не проживали в Одессе, а приезжали
только для того, чтобы пограбить на чужой территории.
Я не зря упомянул о торговле «живым товаром». В Одессе в те далекие времена,
орудовали банды, которые различными, обманными способами вызывали из дома женщин знатного происхождения, дочек очень богатых купцов, помещиков, ювелиров, укрывали их в катакомбах, а потом переправляли в Италию, Францию, Турцию и продавали их в бордели. Вы можете спросить, а почему именно женщин знатного происхождения и из богатых семей, они предпочитали красавицам из бедных семей? Да потому, что они получали двойные барыши и порой немалые. Продав женщину в бордель, они писали письма ее родственникам и предлагали за большое вознаграждение, сказать где ее скрывают и оказать содействие в возврате женщины к семье. Но это был блеф, получив от родственников похищенной огромные суммы, ради их возвращения, никто этих женщин больше уже не видел. Они были проданы или
умерли, не выдержав содержания в катакомбах ожидания кораблей, которые перевозили контрабанду и жриц любви, до отправки в намеченные страны. Холод, сырость, недостаток свежего воздуха, нормального питания, подрывали силы похищенных, они заболевали и их просто убивали, как «испорченный товар» но даже на мертвых, как я уже писал выше, они наживались. Потому и не возвращали даже больных, чтобы скрыть от местных властей этот вид промысла и место содержания. Дерибас был жесток с преступниками и часто на их поимку
привлекал не только полицию, но и военных для их розыска. Пойманным за особо тяжкие преступления грозила виселица
Представьте себе — сколько всего «повидали» эти катакомбы.
Теперь вы понимаете, какова была Одесса в первые десятилетия
своего основания. Не такая она была веселой и жизнерадостной,
и в годы революции и гражданской войны, её мирные, честные жители, которые на жизнь зарабатывали своим трудом, хлебнули тоже немало горя. Кстати, воровской жаргон — феня, также рождался в основном в Одессе.
Почти все местные жители знали много слов на идише, и применяли эти знания в переговорах между собой, чтобы полицейские чины не могли понять ими сказанное, а скрывать было что…
Происхождение слова «феня»
Уголовная среда ещё в XIX веке (а, возможно, и ранее) переняла арго, первоначально использовавшееся бродячими торговцами офенями (отсюда и происходит слово «феня»). Российский воровской жаргон включает также слова из идиш, украинского и других, а Одесса была именно тем много национальным городом, куда стекались преступники со всей России и даже со всеми мира, о чем я сказал раньше.
Чаще всего многие исследователи русского уголовного жаргона связывают его традиционное название – «феня» – с «офеней», или «офенским» языком, то есть языком бродячих торговцев-коробейников ХIХ века. Связь эта несомненна и очевидна. Многие слова действительно перекочевали из «офенского» языка в жаргон преступников. Тем более что, при всём различии, уголовники и мелочные торгаши вразноску (как определял офеней Владимир Даль) имели и кое-какие общие черты. Нет, конечно, офени часто, как раз напротив, становились жертвами преступлений. Одной из причин, подтолкнувших их к созданию тайного языка, была необходимость обеспечить свою безопасность. Посторонний не должен был знать, где они берут свой товар, сколько этого товара торговец несёт с собой, куда и какими путями направляется, сколько денег выручил… Однако не следует представлять коробейников только безропотными жертвами. Не случайно сами себя они называли также «обзетильниками»: на их тайном языке «обзетить» значило обмануть, «обзетильник» – плут. Стало быть, тайный язык нужен был и для «обмена опытом», передачи сведений о местах, наиболее благоприятных для мошенничества…
А где, в каком городе была самая благоприятная среда, куда стекались торговцы, включая коробейников, аферисты, воры и прочие любители легкой наживы? Разумеется, что один из основных городов, была Одесса.
НО ВЕРНЕМСЯ К РАССКАЗУ О КАТАКОМБАХ
Началом рытья катакомб послужила добыча камня для градостроительства, а после продолжали рыть уголовники для сокрытия контрабанды, золота и драгоценностей, огромных сумм денег похищенных в банках и у частных лиц, и всего того, что было добыто криминальным путем, а во время войны рыли партизаны-подпольщики и мирные жители.
Вот такая вкратце история этих подземных лабиринтов.
7 комментариев
Таки в Одессе ни разу не был. Не свезло, как говаривал Шарик из «Собачьего сердца» Булгакова.
Поэтому могу ориентироваться в городе только по таким достойным рассказам и веселым песенкам:
u.to/0nBEDA
А в катакомбах путешествовать доводилось. Но в керченских. Было интересно.
Насчет фени – интересная штука. Только в России специфический язык деклассированного элемента создавался из целой группы разных языков. Потому что у английских жуликов – свое арго, у французских – свое, у индейцев майя – аналогично. А в нашей стране – тут и русский язык и татарский, и еврейский, и армянский и вообще – всякий.
Многие слова и выражения Фени плавно вписались в «позорную Феклу» и стали использоваться обычными гражданами, которые, зачастую даже не представляют: откуда что пошло.
Ваша оценка для рейтинга: понравилось (очень)
Хотя, пардон, здесь никакого рейтинга нет, но все-равно: понравилось.
Ингвар
)))
Спасибо за интересный экскурс.