О литературной борьбе с Западом

Статьи
Что такое утопия и что такое антиутопия? С утопией понятно – это Томас Мор («Утопия»), Томмазо Кампанелла («Город Солнца»). Это – и «Что делать?» Чернышевского, да и ленинское «Что делать?» — тоже.
Утопия (от др.-греч. «у» — «не» и «топос» — «место»; по другой версии: «еу» — «благо», то есть «благое место») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.
Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian).
Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории европейской литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство» (он же впервые использует слово Утопия в значении «место, которого нет» в трактате «Государство» (427—347 гг. до н. э.)).
Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически всех народов.
Антиутопия (англ. dystopia) — жанр в художественной литературе, описывающий государство, в котором возобладали негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а мир в целом). Антиутопия является полной противоположностью утопии.
Антиутопия… Можно также сказать — парареализм, парареалистическая романтика, антиутопистика. Впрочем, утопия — это тоже парареализм.
Те, кто пишут утопии или антиутопии – делают это, вероятно, желая реализовать своё внутреннее стремление к справедливости, исходя из того, как они понимают эту справедливость, когда глядят на общество, несправедливо, с их точки зрения, устроенное. И часто утопия или антиутопия – это в итоге (хотя и не сразу) — уже не пустые слова, а довольно мощная идея, которая, когда овладевает массами, то становится оружием, иногда довольно опасным для врагов утопии (антиутопии) – конечно, прежде всего вспоминаются французская буржуазная революция 1789 года, Октябрьская революция 1917 года (реализация утопии); антисоветский прозападный ельцинский переворот 1991 года (реализация антиутопии). А при некоторых обстоятельствах это оружие со временем может повернуться и против своих создателей, реализаторов – как, например, в ходе французской буржуазной революции были казнены Робеспьер и его сподвижники, а через некоторое время после октябрьского переворота 1917 года – были расстреляны Каменев, Зиновьев и др. Кое-кто из реализаторов ельцинской антиутопии тоже поплатился жизнью – например, Галина Старовойтова, Анна Политковская.
Стоит поговорить подробнее об антиутопии. Действительно, в 1991 году была реализована антиутопия, о которой до этого так много говорили различные «большевики», пусть даже они были и анти-большевиками, как-то – Николай Бердяев, Антон Деникин, Евгений Замятин, Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл, Андрей Синявский, Юлий Даниэль, Василий Аксёнов и т.п. И этот антиутопический постсоветский, антисоветский, антисоциалистический мир – оказался на редкость омерзительным, безобразным. Он принёс с собой хаос, беспорядки, конфликты, в том числе военные, на территорию СССР, где ещё вчера незыблемо царила КПСС, выполнялись пятилетние планы, шло строительство коммунизма – пусть и со своими разнообразными безобразиями и издержками. Ни для кого не секрет, что расчленение СССР была запланировано в западных антисоветских, антироссийских, антиславянских центрах. Каким бы сам по себе талантливым писателем не был тот же Джордж Оруэлл, написавший во времена безраздельного господства Сталина антисталинский памфлет или, если угодно, пасквиль – всемирно известный роман-антиутопию «1984» — но в первую очередь он выполнял задание английских, американских, западных спецслужб, целью которых было уничтожение СССР. То же самое можно сказать о романе Василия Аксёнова «Остров Крым», написанном в 1979 году, при Брежневе. Эти книги сделали своё чёрное дело, отравили массовое сознание вначале западной публики, а со второй половины 80-х годов, в ходе объявленной Горбачёвым «гласности» — и публики советской, которая очень быстро превратилась в публику просто российскую, украинскую и др. по причине насильственного разрушения Советского Союза. Но и для обнаглевшего в своём безумии Запада отнюдь не обошлось гладко – например, в сентябре 2001 года были разрушены ударами самолётов, захваченных террористами – два небоскрёба в Нью-Йорке, и террористы эти были следствием того, что Запад заигрывал с мусульманскими фундаменталистами с 80-х годов, стараясь сделать их (в Афганистане) одним из орудий для реализации своих антисоветских планов. Была и война в Ираке, которая принесла Соединённым Штатам немало жертв среди их военнослужащих – жертв более чем заслуженных, были и теракты в Испании, Лондоне, было и другое. Джинн, легкомысленно выпущенный Западом из бутылки – во многом ударил не только по СССР, России, но и по Западу.
И всё же Запад сейчас пока ещё достаточно силён, и те же западные безумцы, наподобие Збигнева Бжезинского (Збигнев Бжезинский умер в мае 2017 г.), которые плели сети в Афганистане в 70-80-е годы, стараясь заманить «кремлёвских старцев» и СССР в ловушку, сейчас плетут новые сети, на этот раз стараясь вбить клин между Россией и Украиной, устроить войну между ними, хотят реализовать новую западную «антиутопию», более актуальную на сегодняшний день по сравнению с антиутопиями типа оруэлловской. А не противопоставить ли гнусным западным антиутопиям – антиутопии антиамериканские, антиевропейские, антизападные? Таких антиутопий в современной российской литературе крайне мало. Можно вспомнить роман Юрия Козлова «Ночная охота», написанный в 90-е годы, в 1995 году он был опубликован в журнале «Москва» — о будущем России в XXI столетии. По Козлову, произошло разделение на «земной рай» (отгородившуюся от всех Антарктиду), где правят коммунисты-утописты, и остальной мир (напоминающий нынешнюю Россию). Данный роман – во многом неудачен. Его антизападный «драйв» — судорожен, неубедителен. Много эпигонства. В прочих напечатанных произведениях тех или иных авторов — нет даже и этого. Во всяком случае, нет по-настоящему талантливых антизападных антиутопий. Те книги, которые можно назвать «антиутопиями» — прозападные, как фантастика типа Стругацких, или откровенно русофобские; к примеру, «День опричника» (Владимир Сорокин), 2006; («День опричника» — повесть российского писателя Владимира Сорокина, написанная и изданная в 2006 году. Книга, которую критика относит к жанрам антиутопии и политической сатиры, по замыслу писателя должна предостерегать о судьбе, которая ждёт Россию в случае продолжения текущего политического курса. Помимо русского, книга была издана ещё на 10 языках). Махровая антироссийская книга. На эту книгу Максимом Кононенко была написана пародия «День отличника» про некую «Д. Россию», вроде бы полемизирующая с Сорокиным, но на деле ничего общего с последовательным антизападничеством не имеющая.

А ведь, если вдуматься – то сейчас, после того, как Америка, НАТО, Западная Европа проявили себя во всей «красе», во всей неблаговидности — более чем пришло время для настоящих антизападных романов, повестей, поэм или хотя бы небольших рассказов или небольших стихотворений, подобных таким антиутопическим стихам:

www.stihi.ru/2011/01/17/9055
… Сукин сын в лохмотьях рваных,
Будто косящий под хиппи,
Что стоишь у ресторана,
Как бездомный из Гаити,

Из Анголы, Мозамбика?
Как — позор всей расы белой?!..
Захотел ты землянику —
Удивительное дело —

С ростбифом съесть в «Уайт-хаус»
Замороженную… Только —
Как Россию в прошлом — Парвус
Сбацать ленинскую польку

Смог заставить — так вот нынче
И Америку — закрыли…
И на свалке — «Код да Винчи»,
И вернулись — «гувервилли»,

Знак «Депрессии Великой»!
Но теперь — гораздо хуже,
Чем — тогда, чем — в Мозамбике!
Раса белая — ты в луже:

«No shooting!», «No shooting!»,
Истерично, словно баба,
Белый сын кричал тот сукин
Чернокожим и арабам,

И тотчас упал, сражённый
Очередью пулемётной…
Вот и всё. Соединённых
Нету Штатов… И Европы.

Как тореадор испанский,
Континентов чуждых дети
Белый Дом американский
Штурмовали на рассвете…

И скинхеды-добровольцы
Из Европы и из Штатов,
Как когда-то комсомольцы,
Атлантическим пассатом

Напоённые до дрожи,
В свой решительный, последний,
Бой — шли, люди с белой кожей,
Как у барина в передней…

И корреспондент ретивый
CNN — в тот день туманный,
Равнодушный и дождливый,
Плакал возле ресторана…

Защищали знаменитый
Вашингтонский «White House»,
Мистер Скрудж, деньгой набитый,
Санта-Клаус, Микки-Маус,

Кукла Барби с Дейлом-Чипом,
Карлсон — вот и всё… Как пошло.
Ни Людовиков-Филиппов,
Ни битлов, когда-то в прошлом

Полные народа залы
Собиравших — нет как нету…
Генералы, адмиралы…
Стыд-позор — на всю планету!

Крах Истории Всемирной…
Вот какой он — День Победы!!!..
… Не доев свой ростбиф жирный,
Голливудские скинхеды

Исполняли под гитару
Гимн Америки, как будто
Перед казнью… И пожаром
Сожран был в одну минуту

Чуть похожий на халупу
Бывший «хаус» президента,
И лежали рядом — трупы
CNN-корреспондентов…

www.stihi.ru/2014/09/15/4346
Выживший под Вашингтоном
Ходит-бродит без ноги…
Он на костылях, со стоном,
Вот такие пироги,

В русский банк приходит, чтобы
Не устроить страшный суд,
Съесть лишь булочку со сдобой,
Если булочку — дадут…

Он, флоридский грязный нищий,
Открывает двери в банк
Деревянным костылищем…
Песню про техасский танк,

Про междоусобный ужас,
Вашингтонский смертный бой,
Жалкое подобье мужа,
Бывший футболист, плейбой,

Русским сытеньким банкирам
Он, флоридец тот, поёт…
Ну, а секретарша Ира
Отвечает: «Идиот!»

Бывшему американцу,
Ныне — просто дикарю…
Ира — очень любит танцы,
А флоридец — сухарю

Рад, безногий оборванец,
Ветеран и инвалид,
Грязный экс-американец…
У него — ужасный вид:

Он — товарищей убитых
Вспоминает боевых…
А от русских, чистых, сытых,
Слышит он лишь слово «Псих!»

Но обиды он не держит,
Экс-американец, нет;
Русский — правду-матку режет
На весь свет, весь интернет…

Впрочем, псих — и вся Европа,
И Америка — теперь…
Евро-дуру — трахнул в попу
Умник — верь ты иль не верь,

И Америку — он трахнул…
Вот такие-то дела…
Умный — трахнул, глупый — ахнул,
А Америка — пришла,

Как весь Запад бестолковый,
К неизбежному концу…
Очень без ноги — хреново
Ветерану-молодцу

Из замученной Флориды…
… Хочет ветеран — во гроб,
Хочет — кончить суицидом,
Как полковник Джонс… Флеш-моб

Вашингтонско-европейский
Джонс не выдержал… Вот ас!
Ну, а рядом — вождь индейский
Ест балык, пьёт русский квас…

На первый взгляд вроде бы не очень убедительно в том смысле, что пока ещё нету реальных кровопролитных боёв под Вашингтоном или под Нью-Йорком, нету там «котлов», подобных иловайскому на Донбассе, нет развала Америки, да и Западной Европы. Но ведь это только пока! А если упорно, даже упрямо, с упрямством в лучшем смысле этого слова давить психологически, давить на психику западных — и обычных обывателей, и псевдо-«элитарных» всяких политиков, политологов, военных, журналистов, кино«звёзд» и т.п. – давить, программировать их на самораспад, самоуничтожение, подобно тому, как Василий Аксёнов и прочие программировали на самоуничтожение советский народ – то со временем никого не удивят реальные телерепортажи о кровавых боях в Америке, в Западной Европе… Не удивят реальные сражения, жертвы, беженцы, кровь в Америке, Западной Европе… Конечно, такая концепция может показаться чересчур кровожадной, злобной, непорядочной, конечно, в идеале надо бороться «за мир во всём мире», как в советские времена — но много ли доброты, порядочности проявили западные антиутописты, журналисты (хотя бы такие журналисты, как из пресловутого «Шарли-Эбдо»), просто обыватели? Много ли они боролись за мир? Увы, но «Если бы парни всей Земли» (Евгений Долматовский, песня 50-х годов), романы Ивана Ефремова и т.п. — редкостная по своей «прекраснодушности», неосуществимости, непрактичности утопия. Так что антизападные антиутопии надо писать, и когда-нибудь они достигнут своего результата — особенно если писать антизападные антиутопии – с использованием достаточно убедительных психологических образов соответствующих персонажей. Не следует стесняться никакой грубости, никакой агрессии (на первых порах чисто литературной) в адрес Запада и западных холуёв российского, украинского и др. происхождения. Он более чем заслужил грубость и агрессию в свой адрес, так как сам является грубым и агрессивным. Вот только агрессия эта и грубость должны быть действительно литературными. Ведь не секрет, что образы действующих лиц в тех же «1984», «Острове Крыме» — довольно жизненны, рельефны, въедаются довольно глубоко в незащищённую психику читателя, как заноза, опасная заноза. И результат этой занозы – духовная гангрена, распад. А, для сравнения – многие литературные соцреалистические «лауреатские» образы, к примеру, в произведениях Всеволода Кочетова, советского писателя, главного редактора журнала «Октябрь» вялы, неубедительны. А может быть, просто топорны.
(В своём последнем романе «Чего же ты хочешь?» (1969) Кочетов выступил против «разложения советского общества западной псевдокультурой и пропагандой» (сам автор в романе выступает под именем писателя Булатова). На роман было написано сразу две пародии: пародия З. С. Паперного «Чего же он кочет?» и С. С. Смирнова «Чего же ты хохочешь?» (в пародии Смирнова упоминается и роман «Братья Ершовы» — под названием «Братья Ежовы»)) – из википедии.
А ведь пародии, антиутопические пародии – надо писать на того же Джорджа Оруэлла, на Василия Аксёнова, на современных псевдо-«гениев» типа Дмитрия Быкова, Виктора Шендеровича, Игоря Иртеньева и т.п.! Пародии надо писать на Збигнева Бжезинского с его бредовой «Великой шахматной доской», на журналистов типа тех, что рисовали карикатуры в «Шарли-Эбдо». В том числе карикатуры на теракт в московском метро в марте 2010 г.
Конечно, существенная проблема — наличие ядерного оружия у США, у Запада, НАТО. Ну и что? Советский Союз обладал атомным оружием, но распался. Точно так же — распадутся и США, несмотря на наличие у них такого оружия.

24 комментария

Орлуня
Саша, интересная статья, интересные мысли!)) Но мне кажется, что самоутверждаться надо творчеством, высокими показателями в экономике, производительности труда, высокой культуры, в освоении космоса и пр.пр. Когда был СССР, то были две мировые системы — капитализм и социализм. Социализм по многим показателям превосходил, особенно в 70-тые. Капитализм завидовал, становился лучше, более социальным, социализм в него постепенно врастал, так что во многих капстранах теперь почти бесплатная медицина и образование. А вот наш «социализм» проверку на силу и устойчивость не прошёл в силу своей… утопии))) Как же так получилось? У любого строя есть не только внешние враги, но и внутренние. Цепочку памяти выстроили Хрущёв-Брежнев-Андропов-Горбачёв-Ельцин. И катимся дальше, ещё не дно))) Все наши промахи валить на запад, мол, это его происки — смешно. А сами-то мы, что?)) Но надо сказать, что перечисленные деятели приучали нас, что всё западное — хорошее, а наше… особенно товары лёгкой промышленности. Системы-то были разные! У нас и не могло быть много хороших отечественных товаров, потому что «сегодня не личное главное, а сводки рабочего дня». Советский человек работал не на себя, а на общество. На западе главное — эгоизм, отсюда и уровень жизни выше. Помните лозунг «догоним и перегоним»? Вот эта погоня и помогла западу развалить нашу утопию СССР.
Однако, зачем желать целым странам гибели и войн? Они междоусобицы уже проходили))) Зачем им это?)) А нам озлобляться не следует, иначе последнее уважение к себе потеряем. Нам нужны толковые кадры в экономике, как руководители, так и исполнители, а не постоянное сравнение и кивание на запад. Разве мы не заслужили лучшей жизни?)))
Александр Лириков
Спасибо за отзыв, Нина. Но антизападные антиутопии нужны, как средство психологического давления на преступный, неадекватный, русофобский Запад. Ведь до какой степени обнаглели Америка, Европа, Прибалтика, бандеровцы, помешавшиеся на своей русофобии!
modern art
Статья, под которой стоит подпись «Александр Лириков» была опубликована на ФБ в 2015 году Олесем Бузиной, и целиком содрана без указания авторства!
Александр Лириков
Это ложь! Это — моя статья, опубликованная на сайте стихи ру. И вообще, Модерн Арт — советую бороться со стихирушными подонками и неадекватами, не хочется называть их фамилий, кличек, они и так на слуху, а не ссориться здесь, на Доме стихов.
Орлуня
НЕТ, Саша, это не ложь! Я навела часть Вашей статьи на «поиск в гугле» и поисковик выдал следующее: www.facebook.com › buzina.org › posts
Антиутопическое сознание Что такое… — Александр…
‎Александр Букатый‎ to Олесь Бузина — Сообщество · April 5, 2015 ·. Антиутопическое сознание. Что такое утопия и что такое антиутопия? С утопией…

====
Я не хочу регистрироваться в фейсбуке, чтобы проверить. Может, где-то в другом месте приведена статья Бузины полностью. Но надо сказать, что тема оказалась популярной))) Саша, статьи можно использовать в своих публикациях, но надо обязательно говорить, кто автор и откуда взято. Конечно, Вашего стихотворения в статье не могло быть))
Вот она на стихире и тоже написана в 2015 году!!! www.stihi.ru/addrec.html?2015/02/03/2196 Страницу Вы закрыли на время, так что получается текст с как бы рецензии.
=====
Или моя догадка! Ваша настоящая фамилия БУКАТЫЙ, потому что отрывок — из обращения к Бузине Александра Букатого))) А Вы — Александр!)) Ну-ка, признавайтесь!!!
Орлуня
Саша!!! Но это же Вы! Точно!!! Александр Букатый — репетитор по математике и физике. Вот даже фотка Ваша дана kiev.repetitors.info/repetitor/?p=BukatyiAN
Ой, меня не проведёшь!!!))) Я — самый знатный «колобок»)))
Александр Лириков
Нина! Удалите эту фамилию из своих комментариев. Моя настоящая фамилия — Романов.
Орлуня
Совсем заврались! Беседа с Бузиной-то была!))) Трус не играет в хоккей!
Александр Лириков
Нина! Удалите эту фамилию из своих комментариев, и ссылку на репетиторов! Отредактируйте их! Кто вас просил?! Моя настоящая фамилия — Романов.
Орлуня
Удалю, но только после того, как свой пост удалит Модерн Арт!)) Пусть убедится, что это именно Ваша статья, а не плагиат. И ещё раз повторяю: трус не играет в хоккей. Мне совершенно всё равно, какая у Вас фамилия, главное, что я доказала, что Ваш пост Бузине в 2015 году — не плагиат.
Александр Лириков
Моя настоящая фамилия — Романов.
Вихляндр Стремглавский
Интересная и поучительная статья, Саша! Да, я согласен с Вами. Сатира в отношении Запада должна быть предельно злой, но пропаганда-то наша злой по отношению к Западу быть не может. Вся наша эрефская жизнь передрана с его самых отрицательных черт. Так что, ругая Запад, нам поневоле приходиться ругать и его «детище» — эрефию. Увы
Александр Лириков
Спасибо за отзыв, Мстислав. Однако. Я возмущён поведением Модерн Арта и Нины.
Орлуня
Саша, информацию и Модерн Арт и я взяли из ОТКРЫТЫХ источников интернета. Никакого преступления мы не совершали. А истина оказалась очень интересная: Вы общались с замечательным поэтом, публицистом Украины, убитым бандеровцами, Олесем Бузиной. Это же здорово, что на сайтах есть такая своя знаменитость!)) А помните, как Гусельникова говорила о том, что будто Вы врёте, что у Вас есть публикации в прессе? Вот ей и щелчок по носу! Есть, да ещё какие!)) Так что не расстраивайтесь, а гордитесь)))
Александр Лириков
Мои публикации были в журналах «Радости и печали», «Ренессанс», «Постскриптум» (на русском языке), «FoxyLit» (на украинском языке). А у гусельниковой — нет никаких публикаций.
Вихляндр Стремглавский
Шило в мешке не утаишь, Саша.А Модерн Арта Нина убедила в том, что Ваша статья — не плагиат. Не принимайте всё так близко к сердцу.
Лиза Биянова
Интересные рассуждения… А Вы сами создайте смешную сатиру «на Запад» и будет всем нам счастье. :)
Юша Могилкин
Ну, вот, можете же правильно сочинять, вместо всяких

«Идиотик алекс зорро:
Настоящее позорро,
он же — сальников, псих, вор!
сальниковым всем — позор!
»

)))

Каюсь, никого из озвученных Вами «литераторов», акромя Стругацких, не читал. И не тянет – неинтересно.

По сути – все, написанное Вами – таки правильно, разве что «им» антизападная сатира – как слону дробина.
Наши больше привыкли, чтобы здешнее обличали, и чем жестче – тем лучше.
А, с другой стороны, как не обличать-то?
Только нужно делать это правильно, а-ля Салтыков-Щедрин, а не с ненавистью, подобно всяким предателям-отщепенцам.

)))
Александр Лириков
Салтыков-Щедрин… «История одного города»?
sladenko
вставлю свои фюнф копеек:
человек, который пишет хорошую прозу, грамотно пишет, показывая осведомлённость в вопросах литературы, априори не может писать хреновые стишки. Даже не на троечку — на два!
Это я к тому, что или данную статью писали два разных человека, или…
Александр Лириков
Если тебе не нравятся мои стихи, сладенько, это твои проблемы! Мне же — твои не нравятся. А если тебя обозвать — «два разных человека»? Не пиши хреновину! Мои стихи есть разные — есть философская лирика, наподобие «Ещё равны все люди на земле», есть о природе, есть сатира, пародии, где мои эмоции, ненависть к идиотам типа туганова, липеца, архив тимофеевой, гусельниковой перехлёстывают через край, и, может быть, из-за этого мои пародии, сатира могут показаться недостаточно обработанными. И зачем ссориться авторам на Доме стихов? Надо вместе бороться со стихирскими идиотами-хамами — с тугановым, липецом, архивом тимофеевой, гусельниковой и прочей патологической мразью! Надо бить их! Все средства хороши, любая сатира, любые пародии против этой мерзости! А на Доме стихов должно быть единство, а не ссоры, конфликты. El pueblo unido, jamás será vencido!
sladenko
пойду-ка, я, пожалуй, прилягу залягу…
Юша Могилкин
Устало так, для несведущих: тут, ежели Соня чего сказала – оно Закон.
Даже не обсуждается.
И не потому, что я ее люблю, а по причине, что мнение умного человека стоит в биллиард раз больше, нежели чем всякий обывательский бред.

И на Вашем месте, товарищ Лириков, я бы не пытался поругаться со столпом отечественной поэзии, а наоборот, стал бы искать с ней точки соприкосновения – стопудово много чему научились бы.

)))

И хватит тут всех призывать «на борьбу».
Мы и так знаем: с кем и какими путями нужно бороться.

)))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.