Со Старым Новым Годом вполне себе ИРОНИЧНО!

Эстетика и критика

Старо-новый год
Нина Орлова
Чисто русская привычка –
Старый Новый год встречать!
Старый фильм – для душ отмычка,
Быль советская… Печаль.
«Карнавальной ночи» радость,
И отчаянность «Девчат»,
«Джентльменов…» вороватость,
Песни старые звучат…
Новый год никак не вступит
Без «Иронии судьбы…»
И «Морозко» не наскучит,
Вновь обрадует нас «… Ы»…
СССР наш канул в Лету,
А РФ на трон взошла,
И как «Снежну королеву»,
Кай-народ боится: зла!
Больше нет у нас отдушин,
Только фильмы, песни есть.
Мы отпразднуем, как нужно,
Все готовим «оливье»!
Пусть придёт по наши души
Старый Новый год родной!
Мы шепнём ему на уши:
«Дай нам счастья, дорогой!»

Картинка из интернета.

И вот тут мне хочется привести оригинал одного разоблачения фильма «Ирония судьбы», которое прочла сначала в дневнике Дастина Зевинда. По-видимому, приводимый автор является русофобом, но по сути в данном вопросе он прав.

«Ирония судьбы». Разоблачение шедевра.
mirovich.media/468047.html
Статья Максима Мировича от 26.11.2018 г
В новогодние и предновогодние дни по всем телеканалам зомбоящика из года в год повторяется одна и та же программа — выступают артисты, которые уже 30 лет назад были немолодыми, увешанными орденами заслуженными исполнителями, поются песни пятидесятилетней давности, в шестидесятый раз шутятся одни и те же шутки про дефицит и хозрасчёт, и полумёртвый Масляков вновь начинает КВН. Именно так выглядит «стабильность» в представлении дорвавшихся до власти престарелых комсомольцев, душа которых осталась где-то в 1976-м году, а бренное тело по какой-то непонятной причине коптит небо в XXI веке.

Частью «телевизионной стабильности» является и целый сборник советских «новогодних фильмов» — которые заканчиваются всегда на мажорной ноте и призваны создавать послевкусие в стиле «ах, в какой великой стране мы жили! Все были румяные, радостные, двери никогда не закрывались, жили дружно зато бедно, и какое же вкусное было мороженое!». Фильмы показываются в тридцатый, сороковой, сотый раз — так, словно страна продолжает жить в каком-нибудь 1976-м году.

Одним из таких «классических новогодних фильмов» стала лента «Ирония судбы, или с лёгким паром» — которую многие по какой-то ошибке до сих пор продолжают считать «шедевральной лентой». Лично я не люблю это кино и считаю, что его можно смотреть только в качестве примера косячных отношений детей из неполных семей и в целом антипримера судьбы советского алкоголика, который разворачивается на фоне достаточно мрачного семейного бэкграунда.

Итак, в сегодняшнем посте — разоблачение главного советского новогоднего «шедевра» под названием «Ирония судьбы, или с лёгким паром».
Про это сейчас мало кто знает, но сам сюжет фильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром» появился, можно сказать, случайно. Фильм был снят по написанной в 1969 году пьесе Рязанова и Брагинского, которые создали её в буквальном смысле слова «с бодуна» — авторы пьесы (впрочем, как и её герои) в то время сильно пили. Сам Эльдар Рязанов в то время не придавал пьесе никакого значения и считал её «проходняком», написанным исключительно для зарабатывания денег.

Больших денег, правда, ни Рязанов, ни Брагиснкий не заработали — после постановки фильма и его выхода в кинотеатрах кино во время первого показа посмотрело 100 миллионов человек, а Рязанову и Брагинскому заплатили всего по 9.000 рублей гонорара. Это сущие копейки в сравнении с теми миллионами, которые заработал киноконцерн — в общем, здесь всё мало чем отличается от обмана советских киноактёров государством.

Что самое интересное — изначально пьеса Рязанова и Брагинского была задумана как сатирическая, высмеивающая так сказать пороки советского пьянства. Мне встречалась информация, что в старых вариантах пьесы главного героя звали Женя Алкашин — такое имя было подчеркнуть общую сатирическую канву повествования и сразу рассказать о герое многое, но позже Алкашин был переделан в Лукашина.

Вот эта переработка сатирической пьесы в лирический киносценарий и стала, на мой взгляд, фатальной. Если встречи, знакомства и пьяные признания в любви Жени Алкашина вызывали только смех, то теперь Женя Лукашин даже вызывал симпатию и сочувствие в стиле «да, он пьёт — но на самом деле он хороший» — именно так в быту оправдывали большинство гадких поступков советских алкоголиков. И именно фильм «Ирония судьбы» с его благодушным отношением а алкашам стал ещё одной причиной того, что народ в совке пил всё больше и больше.

Главным героем фильма, безусловно, является тот самый архетипический Женя Алкашин (не Надя и уж конечно не Ипполит) — именно за его приключениями мы наблюдаем на протяжении всей ленты и видим некий «бэкграунд» всей истории именно с его позиции. По сюжету фильма неоднокрано заявляется, что на самом деле Женя не пьёт — он пьёт только воду, кефир и напиток «Байкал» а всё что произошло — это случайность, но на самом деле эти заявления совершенно несущественны и сделаны, скорее всего, для цензуры (иначе фильм могли бы не пропустить). Важно то, что главным героем фильма является алкаш — именно в состоянии алкогольного опьянения совершаются все его поступки, и что самое главное — все мотивы его поведения точно такие же, какие бывают у хронических, многолетних профессиональных алкашей. Врочем, оправдания «на самом деле я не пью и могу бросить в любой момент» хроническим алкашам тоже свойственны.

Свою судьбу алконавт Женя Лукашин пустил на самотёк — ему уже далеко за 30, он продолжает жить с мамой в маленькой квартире и, видимо, совсем не думает про переезд. У Жени есть некая работа, на которую он ходит — судя по всему, совершенно без удовольствия и без карьерных амбиций. Также у Жени есть компания друзей — которая время от времени приглашает его выпить. После попойки происходит похмелье, катарсис и некий период воздержания, после чего всё повторяется снова.

Женщинам в жизни Жени Алкашина не место — у него в доме есть только мать, и даже елси бы он и женился — то жена, скорее всего, заняла бы роль матери — отчитывала бы его за пьянки и пыталась «наставить на истинный путь». Проще говоря — жизнь Жени Лукшина полностью укладывается в жизненную матрицу стандартного советского алкоголика — неамбициозного, безынициативного, инфантильного и подверженного стороннему влиянию. Именно такой тип мужчины начал массово появляться в городах с приходом советской власти.

Немаловажно и то, что в конце фильма простой советский алкаш обретаеть счастье — причём не делает для этого ничего существенного, к берегам счастья его прибивают волны алкоголической судьбы. Счастье в виде красивой и властной женщины, которая теперь будет Алкашину наставницей вместо мамы, падает в руки как бы само собой. Именно в этом и заключается секрет многолетней популярности фильма — Женя Лукашин воплотил в себе типаж советского Емели — который лежал на печи, бухал с друзьями, не думал о будущем — но в итоге оказался королём. Это типаж, презираемый в западных странах за безответственность и потребительство — но вполне любимый в СССР, в котором не было ни частного бизнеса, ни политической жизни, и мужчины в котором превращались вот в такое аморфное алкоголическое «нечто».

Теперь давайте пройдёмся по отношениям между героями. Главным женским персонажем картины является Надя — которая точно так же, как и Женя Лукашин, живёт с мамой. Можно конечно предположить, что отец Нади уже попросту умер — но мне почему-то кажется (на это намекают некоторые поведенческие моменты в фильме), что и в случае с Женей, и в случае с Надей имеются в виду именно неполные семьи, и этот факт подтверждается, если посмотреть на отношения между героями в ленте.

И Жене, и Наде сложно строить отношения с противоположным полом — у них ничего не получается именно потому, что они с детства не видели примера нормальных семейных отношений и, так сказать, не наблюдали распределения «семейных ролей». У Жени, судя по всему, были только какие-то эпизодические контакты с женщинами (и были ли они вообще?), а Надя жила десять лет в «браке выходного дня» с каким-то непонятным типом, имя которого в фильме даже не упоминается.

Тут можно ещё много написать о косяках отношений детей из неполных семей, но лично мне в этой связи интересно совсем другое — насколько проблемную страну показал в своей ленте Рязанов. Удивительно, что никто не заметил раньше этот бэкграунд «новогодней сказки» — в ленте встречаются два персонажа, выращенных только мамами, эт воспринимается как норма и более того — целиком и полностью принимается зрителями как близкое и понятное им явление. Вдруг оказывается, что в «благополучном и успешном СССР» на самом деле существует невероятное количество неполных семей — большое количество браков распадалось из-за пьянства, из-за того что отец попросту уходил в другую семью, оказывался в тюрьме или в лагере — в СССР это воспринималась не как что-то из ряда вон выходящее, а как норма. Более того — как норма массовая.

И ещё один очень интересный момент — обе неполные семьи только-только переехали в новые квартиры — в маленькие «бесплатные» квартирки на полторы проходные комнаты. Это означает, что большую часть жизни семьи прожили в каких-то бараках или коммунальных комнатах — в СССР только в этом случае можно было претендовать на какое-то жилищное улучшение. Герои-«дети» прожили в этих бараках более 30 лет, а герои «матери» — всю жизнь, только на склоне лет получив микроскопическую квартирку-полуторку.

Если вдуматься — то это невероятно интересный и скрытый пласт ленты, который остаётся за кадром и присутствует в фильме только в виде намёков. Бэкграунд героев страшен и показывает типично-несчастную советскую жизнь, которая судя по «всенародной любви» к фильму была нормой и для большинства зрителей картины…

«Иронию судьбы, или с лёгким паром» принято считать неким новогодним аналогом западных рождественских сказок — но на мой взгляд, сказка получилось горькой. Да, на Западе тоже есть новогодние ленты с рассказом о том, как в жизни маленького человека происходит чудо — но для этого чуда нужно много и упорно работать над собой, быть добрым и ответственным человеком — и тогда Судьба тебя обязательно наградит.

В СССР же сняли какую-то в полном смысле слова антисказку — радость от празднования Нового года с её ожиданием чуда совместили с «радостью» от употребления спиртного, а алкоголические приключения в полуторакомнатной квартирке взрослого инфантильного ребёнка из проблемной семьи подали как что-то нормальное и правильное. И вдвойне печально то, что это кино столь любимо зрителями на протяжении десятилетий — это означает лишь то, что многие зрители увидели в героях себя и собственные жизненные трагедии…

Такие дела.
========
Однако, всех поздравляю со Старым Новым Годом!!!
11 января 2021 г

15 комментариев

Александр Лириков
Интересно написано. «Да, на Западе тоже есть новогодние ленты с рассказом о том, как в жизни маленького человека происходит чудо — но для этого чуда нужно много и упорно работать над собой...» А так ли уж много работает сейчас Запад? Чем он вообще занимается? То воюет, то безобразничает, то пьёт ром, виски и текилу, то штурмует собственный Капитолий в Вашингтоне, с человеческими жертвами… А работают — китайцы, вьетнамцы и прочие.
delo.ua/business/samsung-perevodit-proizvodstvo-iz-kitaja-vo-vetnam-222817/
Samsung переводит производство из Китая во Вьетнам

Кстати. Нина! На днях, 10 января, исполнился ровно год, как Вы зарегистрировались на этом сайте — на Доме Стихов. Я Вас поздравляю!

Орлуня
Спасибо, Саша, за доброжелательный отзыв и цветы к годовщине моего пребывания на сайте!))☺
Анастасий Паниковский
Новый год никак не вступит Без «Иронии судьбы…»
И «Морозко» не наскучит, Вновь обрадует нас « Ы»


Новый Год в страну приходит.
На «таланты-от-сохи»
вдохновение нисходит
и они строчАт стихи.
Иван Близнец
А что в том плохого, что в истории остался кусочек нашей советской жизни? Есть что вспомнить. Пушай крутят, а мы посмеемся — над собой.
Орлуня
Иван, да ничего плохого — наоборот!))) Луч света в тёмном царстве и есть, что вспомнить!)))☺
Юша Могилкин
Целый год – это хорошо. )))
Я сам здесь тусуюсь ажно с 1928, и знаю: каково оно. )))

И, видимо, такой мой удел на старости лет – расставлять точки на «i» и разоблачать всяких маразматиков-русофобов. )))

Значится, об «дастине зевинде» — оно понятно всем.

А, вот, насчет болтуна Мировича… Сначала о нем самом:

Your text to link...

Теперь «но по сути в данном вопросе он прав».

Ну, и в чем его «правота»? В том, что он, изгаляясь над фактами, все перевирает?

«Больших денег, правда, ни Рязанов, ни Брагиснкий не заработали — после постановки фильма и его выхода в кинотеатрах кино во время первого показа посмотрело 100 миллионов человек, а Рязанову и Брагинскому заплатили всего по 9.000 рублей гонорара. Это сущие копейки в сравнении с теми миллионами, которые заработал киноконцерн — в общем, здесь все мало чем отличается от обмана советских киноактеров государством».

— А теперь посмотрим, сколько выплачивалось самому мощному комедийному режиссеру СССР – Леониду Гайдаю:

Your text to link...

Так что, девять тысяч, «заработанных» Рязановым – это вполне себе очень даже не кисло.

«Что самое интересное — изначально пьеса Рязанова и Брагинского была задумана как сатирическая, высмеивающая так сказать пороки советского пьянства. Мне встречалась информация, что в старых вариантах пьесы главного героя звали Женя Алкашин».

— идет отсюда, от пародийной фантасмагории:



Your text to link...

Никаких «Жень Алкашиных» в оригинале пьесы не было отродясь.

«По сюжету фильма неоднокрано заявляется, что на самом деле Женя не пьет — он пьет только воду, кефир и напиток «Байкал» а всё что произошло — это случайность, но на самом деле эти заявления совершенно несущественны и сделаны, скорее всего, для цензуры (иначе фильм могли бы не пропустить). Важно то, что главным героем фильма является алкаш».

— Тут можно включить логику: если бы герой кинофильма был алкоголиком, вряд ли бы мама, которую он слушается, отпустила его пьянствовать с друзьями. А напиться случайно, раз в сто лет – такое может случится даже с «трезвенником и язвенником».

«Свою судьбу алконавт Женя Лукашин пустил на самотек — ему уже далеко за 30, он продолжает жить с мамой в маленькой квартире и, видимо, совсем не думает про переезд.

— Люди и постарше, которые холостые, живут с мамой – кто еще будет о ней заботиться?»

«У Жени есть некая работа, на которую он ходит — судя по всему, совершенно без удовольствия и без карьерных амбиций».

— Вообще-то, Лукашин работает хирургом в больнице. А хирург – это очень ответственная работа.

«Проще говоря — жизнь Жени Лукшина полностью укладывается в жизненную матрицу стандартного советского алкоголика — неамбициозного, безынициативного, инфантильного и подверженного стороннему влиянию. Именно такой тип мужчины начал массово появляться в городах с приходом советской власти… Это типаж, презираемый в западных странах за безответственность и потребительство — но вполне любимый в СССР, в котором не было ни частного бизнеса, ни политической жизни, и мужчины в котором превращались вот в такое аморфное алкоголическое «нечто»»

— Типичный бред человека, ненавидящего СССР и, при этом никогда, не жившим в нем.

«Главным женским персонажем картины является Надя — которая точно так же, как и Женя Лукашин, живёт с мамой. Можно конечно предположить, что отец Нади уже попросту умер — но мне почему-то кажется (на это намекают некоторые поведенческие моменты в фильме), что и в случае с Женей, и в случае с Надей имеются в виду именно неполные семьи, и этот факт подтверждается, если посмотреть на отношения между героями в ленте».

— А ничего, что совсем недавно отгремела Великая Отечественная война, и многие семьи остались без мужчин – мужей и отцов, а сколько их умерло через несколько лет после войны – от ран?
И далеко не все вдовы смогли вторично выйти замуж.

«Удивительно, что никто не заметил раньше этот бэкграунд «новогодней сказки» — в ленте встречаются два персонажа, выращенных только мамами, эт воспринимается как норма и более того — целиком и полностью принимается зрителями как близкое и понятное им явление. Вдруг оказывается, что в «благополучном и успешном СССР» на самом деле существует невероятное количество неполных семей — большое количество браков распадалось из-за пьянства, из-за того что отец попросту уходил в другую семью, оказывался в тюрьме или в лагере — в СССР это воспринималась не как что-то из ряда вон выходящее, а как норма. Более того — как норма массовая».

— Тоже бред, комментировать его я не стану.

«И еще один очень интересный момент — обе неполные семьи только-только переехали в новые квартиры — в маленькие «бесплатные» квартирки на полторы проходные комнаты. Это означает, что большую часть жизни семьи прожили в каких-то бараках или коммунальных комнатах — в СССР только в этом случае можно было претендовать на какое-то жилищное улучшение. Герои-«дети» прожили в этих бараках более 30 лет, а герои «матери» — всю жизнь, только на склоне лет получив микроскопическую квартирку-полуторку».

— Дом на улице Строителей, 25 (и в МСК и в СПб) – это дом на проспекте Вернадского,125; дом экспериментальный, с улучшенной планировкой:





Последний барак в МСК сломали в 1972 году. Находился он в Ростокино, 8-й проезд, дом 3. Барак был не хрень собачья, а ведомственный, двухэтажный, щитовой, насыпной, в нем жили сотрудники близлежащей пожарной части.
Так что, Мирович и здесь заврался — действие кинофильма происходит в 1975 году.

««Иронию судьбы, или с легким паром» принято считать неким новогодним аналогом западных рождественских сказок — но на мой взгляд, сказка получилось горькой. Да, на Западе тоже есть новогодние ленты с рассказом о том, как в жизни маленького человека происходит чудо — но для этого чуда нужно много и упорно работать над собой, быть добрым и ответственным человеком — и тогда Судьба тебя обязательно наградит».

— Типично прозападная агитка, не так ли?
На всякий случай, вот рейтинг стран, лидирующих по потреблению спирта на душу населения:

Молдавия
Литва
Чехия
Германия
Нигерия
Ирландия
Люксембург
Латвия
Болгария
Румыния

Россия в данном рейтинге находится на шестнадцатом месте, пропустив впереди себя Францию, Португалию и Бельгию:

Your text to link...

«В СССР же сняли какую-то в полном смысле слова антисказку — радость от празднования Нового года с ее ожиданием чуда совместили с «радостью» от употребления спиртного, а алкоголические приключения в полуторакомнатной квартирке взрослого инфантильного ребенка из проблемной семьи подали как что-то нормальное и правильное. И вдвойне печально то, что это кино столь любимо зрителями на протяжении десятилетий — это означает лишь то, что многие зрители увидели в героях себя и собственные жизненные трагедии»

— В общем, автор-жид хочет сказать, что русские – все глупые пьяницы-мечтатели, трагически проживающие в ужасных условиях, они не в состоянии «много и упорно работать над собой, быть добрыми и ответственными людьми».

Так что, мне остается только еще раз спросить: «в чем же, по сути, правы два утырка – ненавистники СССР – Мирович и Гликман?».
И напомнить Вам известное выражение: «русофоб и антисоветчик — понятия тождественные».
А заодно посоветовать правильно выбирать источники информации в Инете.

)))
Орлуня
Ой, Юша, какой Вы — умница!)) Спасибо большое, просто успокоили по поводу моего любимого фильма «Ирония судьбы»! Для меня с 1976 года(года окончания мной средней школы!) он — как талисман, без него и Новый Год не ощущается. Не думала, что Мирович так сильно изоврался, особенно про Алкашина. А я поверила… Это была ПАРОДИЯ на уже существующий фильм! Вот те на…
По поводу алкоголизма Лукашина — тоже проблематично, потому что никакая больница не стала бы держать у себя хирурга-алкаголика. И с квартирами тоже получилась хрень: действительно, прошло только 30 лет после ВОВ и люди стояли в очередях на получение квартир не потому, что система раздачи была более, чем убога, а потому что просто не хватало самого жилья, не успели ещё отстроиться, как надо. Тут произошла подмена целей и причин. А строили домов очень много! Я думаю, что как только обеспечили бы большинство населения минимумом по жилью, взялись бы и за строительство более комфортного коттеджного жилья(если б не развал СССР!). Было же движение коттеджей, даже у нас в Питере. Но тогда и потянулось бы и развитие отечественного автопрома, которое ныне просто забили, потому что всё импортное — лучше.
По поводу алкоголизма в семьях и самих неполных семей, к сожалению, правда. Сама в такой выросла. Правда, не пропала!)) А отец не просто так алкоголиком сделался, а потому что он разрабатывал приборы, помогающие обнаружить радиоактивные элементы в земной коре на расстоянии. Для этого он ездил на испытания в Казахстан. Я-то ничего не знала об этих экспериментах, а сестра потом рассказала, что после каждого спуска в шахту инженеры выпивали спирт или водку от облучения. А получал он копейки за свои изобретения. И если бы подобное было в США, то он миллионером бы, наверное стал!)) Кстати, до сих пор некоторые его статьи есть в интернете, там много не только физики, но и математики…
Ещё в этом фильме меня поразил факт, как же Лукашина посадили в самолёт вместо Павлика. Билеты тогда можно было купить без паспорта, но сам-то билет должен был быть у Павлика! И ещё непонятная комичность. Зачем Лукашин пошёл в баню с паспортом???
А всё равно я этот фильм обожаю!)))☺
Юша Могилкин
Не, это не я умница, а жизненные реалии, которые противопоставляют себя всякой инородной лжи. )))

Об квартирах. Ни в одной стране мира не было такого темпа строительства социального жилья.



Но, все-таки:
Your text to link...

Об пьянстве, алкоголизме и кто сколько получал.
История и человеческие судьбы не знают сослагательного наклонения.
Я уже писал об том, что в моей семье никто не употреблял без повода, и родственники тоже.
Хотя дома бар ломился от всякого разного иностранного, и мне – малолетнему преступнику — удивительно было видеть там обыкновенную водку – она как-то не вписывалась в ансамбль.
А дедушки мои с тятенькой – они на даче за обедом выпивали бутылочку 0,5, а то и 0,7 — и все. Ну, и после бани, конечно. А, чтобы так просто, – никогда.
И никто не знает, что могло стать с кем-либо, ежели он бы отсюда перебрался туда. Может, оно и хорошо там, где нас нет, а может – совсем наоборот.
Кстати, матушка моя написала целый вагон всяких полезных для общества работ, некоторые из них имеются в Инете. Сейчас она вернулась к научно-преподавательской деятельности, а лет-то ей уже – Брежнев столько не прожил. Не очень-то хотела, но сверху упросили. И ни в какой зарубеж перебраться не желает – ей и здесь хорошо.

Об киноляпах.


Впрочем, мне еще не доводилось увидеть хотя бы один кинофильм, в которым их не было бы. Приходится воспринимать, как должное.
Что касается несостыковок, оно тоже обычное дело – бывает так, что, если бы не они, фильм вообще никогда бы не состоялся.

)))
Говард Уткин
Крымский мост. Кено. Гонорары. www.youtube.com/watch?v=0LAdAV-jHhw
Орлуня
Да, Говард, масштабы воровства впечатляют! А я-то думала…
Юша Могилкин
А чего там думать? У нас с Говардом одних только написанных сценариев (не простых, а самых суперских) – вагон и маленькая тележка, но мы не требуем за них с налогоплательщиков по девять миллионов рублей.

)))
Dfyz
Нина привет!
Всех со Старым Новым годом!
А фильм супер, это эпоха!
Можно смотреть неисчислимое количество раз!
Я эту фильму очень уважаю
Вот посмотрел «Окаянные дни», ржал до посинения тела, а всё таки не то!
Орлуня
Привет, Андрюша!))) Давненько тебя не было на сайте. Где-то ты писал уже о морозах у вас там под 30 градусов. Ого! У нас пока только 11…
Со Старым Новым годом тебя!!! ☺
Говард Уткин
Ваще никто не вспомнил про старый новый год. ))))
Юша Могилкин
Не, меня поздравляли многократно, поэтому в голове родилась идея: отмечать вообще все праздники (особенно День Космонавтики), дважды – по юлианскому и григорианскому календарю.

)))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.