БЕССРОЧНЫЙ ПИР

Стихи без рубрики
Еще, похоже, не чума,
Но пир кругом горой.
И потихонечку с ума
Схожу, я сам не свой.
Все перевернуто вверх дном.
И я на голове.
Не завершится гон добром,
Как говорят в Москве.
Осатанели мы всерьез,
Бессрочный ныне пир.
Каким, взволнованный до слез,
Живет отныне мир.
Гаерничая неспроста,
Я требую вина.
А что вокруг? Лишь пустота,
В какой живет страна.

5 комментариев

Говард Уткин
Не будет ни вина, ни истин,
уже настали времена
всевластия, опричнин.

///
Юша Могилкин
Позволю себе на согласиться насчет опричнины, поскольку она – не какие-то там дядьки-садисты, в XVI веке якобы рассекавшие по Москве на лошадях с метлами и собачьими головами, насиловавшие бояр, боярских девок и вообще, типа бандиты на государевой службе, а структура управления государством.

Академик А.И. Фурцев (кратко):
«Опричнина – одно из самых оболганных явлений нашей истории. Так же оболган и Иван Грозный, которому не нашлось места даже на памятнике 1000-летия России, установленном в середине 19 века. Хотя заслуги Ивана IV перед нашей страной несоизмеримо выше, чем заслуги Петра Первого. Что такое опричнина как историческое явление, почему оно не имеет аналогов ни на Западе, ни на Востоке?
Русская история 16 века – это результат взаимодействия трех принципов – олигархического (боярского), опричного и самодержавного, явившегося результатом взаимодействия первых двух. Когда эти принципы находятся в равновесии, система функционирует нормально.
Зачем нужна была опричнина?
В домонгольской Руси существовал треугольник «князь – вече – бояре». У князя не было аппарата насилия, с помощью которых он мог бы подчинить вече и бояр. После прихода Орды появился аппарат насилия, который князь мог призвать на помощь. Помимо этого, ордынское иго привело к необходимости прекращения внутрикняжеских распрей и образования «княже-боярского комбайна» — внутреннего союза князя и бояр, направленного против других князей и бояр. Наибольшее единство князя и бояр демонстрировала Москва. Бояре здесь были многочисленны и бедны.
После ухода Орды и подчинения Москвой Новгородского и Тверского княжеств, ситуация совершенно изменилась. Встал вопрос о разделе земель Новгорода. Раздать их боярам? Но тогда их позиция по отношению к князю резко усиливалась. И Иван Третий начал раздавать эти земли «детям боярским» — то есть дворянам. «Дети боярские» к началу 16 века получили огромный массив земель, став второй социальной опорой Московского князя. Возник потенциальный конфликт между олигархами и будущим дворянством. Первые 30 лет 16 века, в период резкого экономического подъёма, противоречия не проявлялись. Возникли первые купеческие династии – Строгановы, Таракановы. Но уже к середине века стали явными противоречия на трёх уровнях – между господствующими группами и угнетёнными, между боярами и дворянством и между разными внутриэлитными кланами. За централизацию выступали все, но бояре стремились не к индивидуальному, а к олигархическому самодержавию.
Однако российская экономика, с нашим суровым климатом и относительно низкой урожайностью, просто не смогла бы выдержать власть олигархических кланов. Нам требуется контроль государства и централизованное перераспределение общественного продукта в интересах всех слоев населения.
На кого мог опереться Иван Грозный в борьбе с боярами? Все институты того времени были направлены на поддержание боярского правления. Дворянство было ещё слишком слабым. А проблемы олигархического принципа нужно было решать быстро. Нужно было придумать что-то принципиально новое, не связанное с прежними социальными институтами. Альтернатива – выкидывать белый флаг и сдаваться на милость олигархам. Решение было найдено. 3 декабря 1564 года, помолившись в Успенском соборе, Иван попрощался с народом и отправился на «богомолье», но куда именно — никому не сказал. И только добравшись до отлично укреплённой Александровой слободы, Иван пишет письмо Митрополиту и боярской думе, где вспоминает все свои обиды, начиная с 3-летнего возраста, отказывается от престола, но, в то же время, налагает на бояр опалу. Одновременно гонцы Ивана начали распространять среди москвичей письма, в которых говорилось, что на них он никакой опалы не налагает и все претензии – только к боярам. И бояре испугались народного мятежа. Иван играл ва-банк. Если бы боярская дума к нему не приехала и провозгласила другого царя, лучшее, что его ждало – пострижение в монахи. Но бояре «сморгнули» первыми и приехали бить челом.
Иван выдвинул одно условие возвращения на престол – царская воля становится единственным источником власти и закона. Таким образом Иван заложил фундамент той власти, которая, пусть в несколько ослабленном виде, существует у нас до сих пор. В советских правовых учебниках было записано, что источником права являются решения КПСС. Из княже-боярского власть превратилась в индивидуально-самодержавную. Это была революция сверху. Естественно, царю требовалась силовая опора, подкреплявшая его позицию. И он создал особую военно-церковную организацию — опричнину. Численность опричников, в разное время, составляла от одной до пяти тысяч человек, выходцев из разных слоёв общества. При поступлении в опричнину все социальные различия снимались – человек становился членом братства. Опричнина стала первой Чрезвычайной организацией в русской истории. Иван не мог победить тогдашние государственные институты и не мог их отменить – и тогда он просто оставил их, но над ними поставил опричнину.
С точки зрения технологий власти это был инновационный проект. По сути, Иван Грозный придумал принцип русской власти, который родился в противостоянии с олигархией. В кабинете каждого русского руководителя стоило бы повесить его портрет. Почему у нас так любят Петра Первого, и так не любят Грозного? Пётр позволял воровать, потому и был приемлем для верхушки. При Грозном и при Сталине за воровство снимали голову.
Но неверно полагать, что опричнина сводилась только к физическому террору против олигархов. Главным был «террор» экономический. Например, брали «суздальских княжат» из-под Ярославля, и давали им поместье уже совсем в другом месте, а там уже другие «дети боярские», на которых олигарх уже не мог опереться — то есть разрывались связи и купировались заговоры.
Количеств жертв опричнины сильно преувеличено. Их было где-то от 12-ти до 25-ти тысяч человек (у нас на марше иуд после убийства Немцова в два раза больше собралось!). Любого деятеля нужно судить по законам его эпохи. Что происходило в это время в Европе? Варфоломеевская ночь в Париже и избиение гугенотов по всей Франции; «огораживание» в Англии, когда людей сгоняли с земли и при этом вешали за бродяжничество. Только при Генрихе VIII истребили 70 тысяч человек – не олигархов, а простых крестьян; что творили испанцы в Нидерландах… В сравнении с европейцами Иван Грозный — это просто приличный мальчик из хорошей семьи.
Тезис Ключевского о том, что опричнина явилась следствием «паранойи» царя опровергается элементарно. Давайте посмотрим на географию опричнины. Что ушло в опричные территории? Земли, находившиеся на западной границе (шла Ливонская война), среднее течение Волги – брались под контроль торговые пути. В опричнину ушли районы соляных залежей и железных руд. Если наложить карту опричных земель на экономическую карту Руси, они практически совпадут. Всё было просчитано до мелочей. Те районы, которые обогатились во времена опричнины, и стали потом базой для создания Второго земского ополчения Минина и Пожарского, спасли Москву от боярской измены и восстановили самодержавие.
В 1572 году опричнина выполнила свою чрезвычайную функцию, став главным инструментом, способствовавшим защите интересов общества от хищных олигархических кланов и торжеству идеи самодержавной власти в России».

Подробно:

А у Путена не опричники, а палачи.
koss1967
В любой ситуации, друзья, надо обращаться к КЛАССИКЕ. Там ответы на многие вопросы:

Пир во время чумы:

www.youtube.com/watch?v=cWCpcCapmqg

www.youtube.com/watch?v=n_4b84X5Gj4
Юша Могилкин
… И мерзкий Путен день и ночь
Стучит могильною лопатой…

Почти Пушкин.

)))
Юша Могилкин
Кругом – сплошное черти что…
Больна Россия, как обычно:
Чума рулит; жизнь – шапито;
«Все хорошо!» врет СМИ цинично.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.