Сотворение славянского мира

Стихи без рубрики
Самый известный славянский миф о сотворении мира и появления жизни на удивление схож с преданиями других народов и, отчасти — даже с Библией.

Рассказ, достойный классика пера,
Начу сейчас я с нулевой отметки.
Пускай, увы, простят мне мастера
И нелицеприятные расцветки,
И все, что выдал ныне на-гора.

Х Х Х

В диком хаосе Вселенная влеклась,
Что-то в ней металось и горело.
Злобным колдовством чудовищная страсть
Мучила Ее больное тело.

В иступленном чреве адовой печи
Мирозданье захлебнулось чадом.
Кто Вселенную способен излечить,
Мученицу вызволить из ада?

Вдруг Энергия пришла от Божества,
Породив Яйцо, в котором Рода –
Прародитель сущего и естества
В золоте хранился до исхода.

«Колыбель» Его носил среди теней
Миллионы лет смертельный хаос.
Рода вызревал и духом крепнул в ней,
И Ему за мужество воздалось.

Х Х Х

Свидетельств тех безрадостных времен
Мы не найдем в эпических скрижалях.
Лишь кто одним Всевышним озарен,
И от него в святое действо облачен,
Найдет секрет в космических вуалях.

Х Х Х

Мощь и силу нерастраченной любви
Превратил в Божественную Ладу,
А Она, волшебный дар благословив,
Излучила всем его в усладу.

Вещим духом благонравия Бог Род,
Сделал мир, в какой мы свято верим.
Свет и тьму Он разделил и наперед
Царствам от небес поставил двери.

Воды разделив, Он землю сотворил,
Объявивший хаосу вендетту.
Красотой волшебной щедро наделил
Голубую теплую планету.

Воды бесконечных жаждущих небес,
Океан для будущего мира,
Обозначил волевой разрез –
Сотворенье звездного эфира.

А потом в слепом зачатии земля,
Опустилась в чрево океана.
Но от достижений с вещего нуля,
На Него не снизошла нирвана.
Х Х Х

Из Себя он сотворяет Новый свет.
Не глаза – сверкающие звезды.
Не лицо, а солнце, средь живых планет.
Из груди луна взошла под роздымь.

Голос Свой переиначил Рода в гром.
А дыхание Он сделал ветром.
Разукрасилась Вселенная кругом,
Стала хороша зимой и летом.

Созидать славянский мир пришел Саврог –
Бог огня и Рода воплощенье.
Скромный дар от уточки Ему помог
Сотворить материков рожденье.

От нее и камешек великим стал,
Обернувшись Камнем Алатырем.
Древом жизни на глазах произрастал,
Божий свет явил в славянском мире.

И в его корнях сейчас гнездится Навь –
Тихим запредельным царством мертвых.
Вдоль ствола струится в небосводы Явь –
Мир людей, живых существ в когортах.

Кроны Древа подпирают ныне Правь-
Темное небесное пространство.
Только Велес, чей известен миру нрав,
Нарушать способен их убранство.

Зиждется, клокочет, полный торжества,
Мир славянский жаркими веками.
Вера из седых былин от рождества
И поныне светит маяками.

5 комментариев

Юша Могилкин
Если в качестве литературно-фантастического варианта – вполне. )))

А, вот, с научной точки зрения…
Пожалуй, самым исчерпывающим трудом по теме является «Язычество древних славян» Б.А. Рыбакова:

Your text to link...

(в частности, глава седьмая, «Рождение богов и богинь»: Your text to link...).

и монография Любора Нидерле «Славянские древности»:
Your text to link...

Из Рыбакова:
«В XV – XVII вв. славянские историки уже преодолели пренебрежение своих предшественников к мифологическим представлениям предков и стали собирать письменные и этнографические данные о языческих богах и деталях культа. К сожалению, в этих ренессансных сочинениях разных авторов, будь то поляк Ян Длугош или русский автор Густынской летописи, главной мыслью было сопоставление с таким международным стандартом, как греко-римская мифология. В славянском пантеоне важно было найти точное соответствие Юпитеру, Марсу, Артемиде или Церере. При этом недостаточная осведомленность как в античной, так и в славянской мифологии нередко приводила авторов к таким сближениям, которые никак не могут помочьнам в выяснении истинной сущности этих божеств.
По существу, мы из общей суммы славянских и иноземных источников можем почерпнуть лишь перечень имен славянских богов и богинь.
Русские летописи называют богов, культ которых учредил князь Владимир в 980 г., – это Перун, Стрибог, Дажьбог, Хорс, Симаргл и богиня Макошь. Кроме того, упоминаются Велес, Сварог, Род и рожаницы. Этнография уже в XVII в. добавила несколько мифологических персонажей вроде Лады и Лели. Но все это только одни имена.
Католические миссионеры в западнославянских землях называют Святовита, Сварожича, Яровита, Деву, Живу, Радогоста и др.
Мы далеко не всегда знаем функции этих богов, степень распространенности их культов. Лингвисты крайне противоречиво толкуют этимологию и семантику их имен. Не всегда учитывается, что одно и то же божество могло иметь несколько имен. Обращаясь к наиболее разработанной греческой мифологии, мы видим, что один и тот же бог неба назывался то Ураном, то Кроносом, то Зевсом. По поводу римского Юпитера Блаженный Августин писал, что язычники представляли себе его весьма многообразно:
«Юпитер всемогущий, прародитель царей, вещей и богов. Он же и мать богов, бог единый и весь...».
«Они называли его Победителем, Непобедимым, Помощником, Возбудителем, Остановителем, Стоногим, Опрокидывателем, Подпорою, Кормильцем, Сосцепитателем и многими другими именами, которые пересчитывать было бы долго».
Учитывая обилие разных имен у одного и того же божества, накопившееся за многие столетия существования культа, мы должны осторожнее судить о количестве славянских богов. Но, пожалуй, самым трудным является определение времени возникновения представлений о том или ином божестве… Будем только помнить, что церковные писатели XI – XII вв. застали уже «смерть богов», а рождение их теряется, очевидно, в глубинах весьма отдаленной первобытности
».

Т.е, как я уже неоднократно писал, мы почти ничего не знаем о религии древних славян, что дает большой простор полета для граждан, спекулирующих нашим историческим прошлым.

А вопросов больше, чем ответов.
Кто входил в состав рязано-окских племен, живших на Руси до славян?
Меря, мурома, чудь – это тоже не славяне, а народы со своей высокоразвитой (для того времени), культурой.
Может быть, славяне переняли верования у них? Может, состоялась какая-то компиляция религий?..
Мы этого никогда не узнаем, к сожалению.

)))
Иван Близнец
Да! Сплошные загадки. Эрзя, например, почти была близка к единобожию. У них почитался за главного представителя небес Инешкай. Куда ни кинь — кругов Он, а остальные, вроде как, его подручные. Но вот что интересно. В смысле фантазии, наши предки были куда как талантливее нас, потому как не порывали с матушкой природой.
Юша Могилкин
Я не в курсе первоначальных верований эрзя, но, по аналогии с другими народами, у которых не осталось почти никаких следов о древних временах, думаю, что представления об этих самых верованиях сформировались тогда, когда у тамошних племен и народов образовалась хоть какая-то письменность, а произошло оно не раньше, нежели чем внедрение христианства.
Поэтому, только «по следам» с использованием фантазии авторов «воспоминаний».

И насчет самой фантазии.
Вряд ли у предков она была обширнее, чем у нас. Скорее, наоборот – гораздо меньше, поскольку выдумывать богов и прочих мифических персонажей тогда могли только некоторые, например, отдельно взятые шаманы, зачастую – под воздействием природных алкогольно-наркотических средств.
Нынче – на оное (придумывать всяких сверх существ, а не употреблять) способен хоть кто, что, например, достаточно ярко отражено в современном синематографе, фантастических повествованиях или даже на бытовом уровне.

Древние, по-своему незнанию, боялись природы, вот и сочиняли себе всякое-якое – доброе и злое. Но не больше того.

)))
Иван Близнец
Ну, убедительно. Однако природа не только пугала наших предков, но и питала их животворными силами. А славянское непогрешимое: «Чур, меня!», до сих пор у нас на слуху, т.е. сказал и защитился от всякой бяки.
Юша Могилкин
Ну, конечно, человек боготворил природу, изыскивая в ней мифические добро и зло. )))

С чуром – тоже темна вода в облацех: то ли «чур» — граница, то ли – имя злого или доброго бога (в зависимости от ситуации).
Мы еще в детстве, играя во всякие активные игры, восклицали, уходя в аут: «Чур, меня/не меня». Выходит, передалось из глубины веков.

)))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.