Пиндар



«Бог из тьмы ночной
Лучезарный выведет свет,
И сумраком туч
Затмит чистейшее сияние дня…».
Пиндар, поэт

«Муз провозвестник священный, Пиндар…
В Фивах клектал величаво…»
Константин Кефала, 10 век

Знаменитого Пиндара, первого из девяти лириков Древней Греции, хорошо знали и любили в России 18-19 веков. Самого Ломоносова сравнивали с Пиндаром! Последний перевод греческого лирика на русский язык сделан в начале 70-х годах прошлого столетия. К сожалению, этот талантливый поэт почти забыт.

Поэзия его очень красива. И это принимая во внимание скудный по своей сути греческий язык. Но давайте посмотрим на философские мысли и религиозные взгляды Пиндара. Я и не думал, что как мудрец и мыслитель он настолько хорош!

Пришел я к нему за кусочками Гипербореи… Есть у него «Геракл Гиперборейский». А нашел уйму интересных вещей. Набросал отрывками. Так думал и так размышлял талантливый человек, живший две с половиной тысячи лет назад:

«Во исполнение древних Геракловых заветов
Осенил бледной красою оливы,
Которую некогда от тенистых истоков Истра-
Сын Амфитриона
Принес в Олимпию, —
Лучшую память Олимпийских игр.

Он принес ее от гипербореев,
Служителей Аполлона,
Умолив их словами разума-
Во имя святилища Зевса, славного по всей земле,
О дереве, осеняющем мужей и венчающем подвиги.
Алтари отца его уже освящены,
И луна, зеница сумерок, луна в золотой колеснице
Полным блеском сияла ему с небес,

И дух устремил его в путь к Истрийским пределам.
Там дочь Латоны, Стремительница коней,
Встретила его, Пришедшего взять
Из теснин и извилистых недр Аркадии
По указу Еврисфея, по року отца Златорогую лань,
Некогда обещанную Ортосии Писаным обетом Таигеты.

В погоне своей Он достиг земель,
что за спиной у ледяного Борея,
Он застыл, увидав их деревья,
И сладкое желание обуяло его
Посадить их вокруг ристалищ,
Огибаемых в беге двенадцать раз».

Интересная информация о Гиперборее и путешествии Геракла, включая географические привязки. Дочь Латоны — златокудрая Артемида. Сама Латона, мать Артемиды и Аполлона, родилась в семье Кея и Фебы. Помните, я рассказывал о Кее?

www.chitalnya.ru/work/2188922/

Двигаемся дальше. Пиндар называет Аполлона златогривым. Это я к тому, откуда у греков — семитов пантеон златокудрых и голубоглазых богов?

«Он пришел за вещаньем к богу,
И указал ему золотогривый
Из сладко курящегося капища
Прямой корабельный путь
От лернейского берега —
К той земле среди морей,
Где великий властитель богов
Пролил на город золотые снега…».

«Вскормленная там,
От Аполлона познала она первую сладость Афродиты.
Под синею сенью ветвей
Родила она отрока, мудрого, как бог, —
Золотокудрый супруг, кроткая думами Илифия и Судьбы
Были при ней».

Ах, как невероятно хорошо:

«…Самую же первую —
Советную Справедливость на золотых конях,
Небожительницу,
От истоков Океана к державному порогу Олимпа
По блещущему пути
Примчали Судьбы
В незапамятные супруги Спасителю Зевсу;
И исшитые золотом, и сияющие плодами,
Рождены от них
Времена».

А это?

«…Владыку, что сильней всех счастливцев, — Время…».

Ещё об Аполлоне, Кее и Латоне. Кстати, гиперборейское имя Латоны — Лето:

«В пору и рождества Аполлона…

…Радуйся, богозданный остров,
Поросль, желанная для детей Латоны, в чьих косах — блеск,
Порождение моря,
Недвижимое чудо широкой земли,
От людей именуемое Делосом,
А от блаженных олимпийцев — Звездою,
Далеко сияющей по синей земле…

Некогда носимый
Валами и вихрями ото всех сторон,
Принял он дочь Кея,
Гонимую подступающими муками родов.
Четыре столпа
Воздвиглись тогда от земных корней,
Упираясь адамантовыми подошвами,
Чтобы теменем своим удержать скалу.
Там и явилось ей
Благодатное ее порождение…».

А вот он говорит о цвете волос Афины:

«Зевс, от удара святой секиры
Русую родивший Афину…».

Очень важная деталь. Русый цвет волос характерен для героев Гомера. А скоро я покажу вам на фресках как выглядят русокосые женщины божественного народа Пеласгов…

«Бог, чья доля выше богов!…

Аммон, владыка Олимпа…»

Даже не знаю какой тут дать комментарий. Надо разбираться.

Его знаменитый «Гимн к Удаче»:

«Не мощь, а Удача — правительница побед…
Удача, несущая города…
Неумолимая кормилица двух кормил…
Удача, единая из Долей — Мойр,
Ты сильнее сестер своих…».

И продолжает невероятно мудрыми, глубинными по сути словами о патриотизме:

«Не должно показывать чужим
Тяготы наши.
Вот тебе мои слова:
Сколько блага есть и радости на доле твоей, —
Выставляй их пред всеми;
А что несносного и недоброго выпадет людям от богов, —
Да будет окутано тьмою…

Пусть гонится глупец за тем, что вдали, —
А мне по душе слово царя Евксантия:
Он отверг критян, просивших о царе,
Не вошел в седьмую долю с сынами Пасифаи,
А сказал он им знаменье:
«Боюсь Зевса-Воина
И боюсь землетрясущего бога, чей гулок удар:
Молнией и трезубцем
Землю и люд
Обрушили они в тартаровы недра,
И оставили только мою мать
В терему за красною оградою.
Мне ли
За чужое добро, за дальний большой надел
Блаженные отринуть уставы моей земли?
В этом ли твердость?
Нет, моя душа:
Не тебе кипарисы, не тебе идейские пастбища!
Доля моя — малая купа дубов,
Но ни страсти в ней, ни смятения…

И откуда начинается бессмертное.
Богам дано раскрыть это перед мудрыми,
А смертным не дано уловить.
Девственные Музы, вам открыто все:
С матерью Мнемосиною и с владыкою черных туч
Это ваш удел!
Слушайте же меня:
Жаждет язык мой излить сладкорунный мед
На пиру богов, на широком ристалище Локсия,
Меж жертв,
Приносимых за блещущее всеэллинство,
От которого отмолил дельфийский народ
Тот голод…».

И затронул он Гомера, подтвердив нам миф о конфликте Аполлона с Ахиллом и сыном его Неоптолемом. Очень интересный отрывок для того, кто знает мифы:

«В смертном лике Париса,
Спустив стрелу с тетивы,
Бог, бьющий вдаль,
Надолго уберег Илион от разорения,
Грянувшей смертью сокрушив
Верную ограду ахеян,
Мощного сына морской Фетиды с синими кудрями.
Неукротимый духом,
Как он спорил с Герою, богиней о белых локтях,
Как он выходил на Полиаду!
Не велик был бы труд низринуть Дарданию,
Не будь над ней Аполлон.
Но над золотыми тучами и кручами Олимпа
Восседая, Зевс
Не волен перемерить меру судьбы, предел богов;
За высоковолосую,
За Елену был должен в пылу палящего огня
Сгинуть просторный Пергам.

И когда в оплаканный плачущими могильник
Лег мощный труп Пелеева сына,
То через соленую волну
Поплыли гонцы на Скирос
За широкою силой Неоптолема,
И Неоптолем сокрушил Илион.
Но не судьба была ему увидеть милую мать,
Не судьба была водить по отчим полям
Мирмидонских конников
В медных шлемах, —
Его вынесло к Томару в молосской земле,
Не щадимого ни бурями,
Ни тем, чей широк колчан и далек удар, —
Ибо поклялся Феб:
Кто старца Приама убил в прибежище алтарного очага,
Тому не достичь ни радостного дома, ни преклонных лет:
И меж слуг, в раздоре за должный дар
Он сразил Неоптолема
В ограде своей, там, где пуп Земли».

По преданию, Неоптолем погиб у храма Аполлона. Пуп земли — знак Аполлона, т.н. «дельфийский омфал», центр Земли. Кроме Греции и Малой Азии, самые древние омфалы Аполлона обнаружены на севере России, на Кольском полуострове. И что самое интересное — у храма Аполлона в Аргосе погиб и знаменитый Пирр из Эпира, ведущий свой род от Ахилла и Неоптолема. Вот так мифы тесно переплетаются с жизнью. По существу, мифы и есть слепок жизни.

А теперь просто классика человеческой мысли и света разума:

«Отче Додоны,
Мощный силой,
Высший уменьем».

«Надеяться ли на мудрость людскую,
Что одна не бросает человека на человека?
Не проникнуть в умыслы богов
Земным умом,
Ибо он рожден от смертной матери…».

«Сила Ахелоя,
Источник Европы
И струи Черной реки, —
Вот кто поит самый певучий тростник…

Воинский клич «алала!»,
Дитя Войны,
Предварение копий на копья,
Ты, для кого
Священную смерть принимают мужи,
Жертвуя собою за отечество,
Слушай меня!..».

«Владычица Кибела, Матерь богов…».

«Разная честь суждена людям:
Кто доблестен —
На том тяготеет Зависть,
А у кого за душой — ничто,
Тому кутает лоб черное безмолвие.

Чтобы ровным было время их счастья:
Ибо дни земнородных бессмертны —
Смертно лишь тело.

Я умею смесить ноги в легком плясе!
Критский в нем лад, и молосский над ним гуд».

Какая философия мудрости бытия:

«…Вынести бы вам, сограждане,
Под погожее небо ваше общее добро,
Взыскуя сияющего блеска
Тишины,
От которой мужает дух людской;
И прогнать бы вам из сердец гневливый раздор,
Носителя нищеты,
Недоброго наставника юных…
В блаженной доле
Все минуют конец, избавляющий от трудов;
И тело их следует за всемогущею смертью,
Но жив остается облик бытия,
Ибо только он — от богов.
Он спит, когда члены наши — при деле их;
А когда на них скатывается дрема,
Он в несчетных снах
Являет нам близящийся суд
Меж теми, кому радость и кому беда….
…А с кого Персефона
Примет пеню за давящую давность,
Души тех она выведет вновь
К вышнему солнцу
На девятый год,
И вырастут из них великие цари,
И кто ревностен силою, и кто мудр умом;
От людей же впредь станут они зваться:
Святые герои…».

«Что есть Бог? Бог есть все…
Все от Бога; от Бога и прелесть песен…».

«Справедливцам вернейший спаситель — Время…
Мертвецам и друзья — предатели…».

Немного Троянского цикла:

«А познав волну
Медвяного вина, укрощающего людей,
Кентавры
Белое молоко сошвырнули со своих столов —
Безотчетно рванулись они пить из серебряных рогов,
И помутился их ум…».

«Юность Пелея,
Героя, подобного богам,
Проблистала тысячами подвигов:
С сыном Алкмены
Он был на равнине Трои,
Он ходил за поясом амазонки,
Он исплавал славное плавание Ясона
И похитил Медею в колхидском дому…».

Это о Пелее, отце Ахилла и муже Фетиды. Сын Алкмены — Геракл. Речь идет о первом взятии Трои, поясе царицы Амазонок и плавании за Золотым Руном.

«Амазонки… …строили они
Сирийский полк о широких копьях…» — делает намек Пиндар на сегодняшние события. И звенит он дальше словами великой Мудрости:

«Не звони пред людьми
Пустыми словами —
Всего бывают надежней
Пути молчания,
А слово, рвущееся превыше всех, —
Стрекало битв…».

«Своему хвала — посмешищем выльется…».

«Увы! Незрячая, блуждает мысль Однодневок…».

«Дельфы, Вещуны Аполлоновых правд…».

«Начало высочайшей доблести,
Владычица Правда,
Не споткни мою речь о жесткую ложь…».

«Зависть, Подруга пустых душ…».

«Разные у разных уставы,
И каждому свой правей, —
Не скаль на меня зубов, земное племя!
Дано мне, друг мой,
Гребнем, как русую девичью волну,
Всчесать наследие древних Пиерид…».

Опять русый цвет волос, наследие Времени Пеласгов….

«Золото — чадо Зевса:
Не точит его ни моль, ни червь,
Смертным душам нет сильней могущества…».

«Ни огонь, ни железный вал
Не преграда тому, что предназначено…».

«Нет поры неверным… родится замолвка большой вражды…» — заканчивает за меня великий поэт и мыслитель, аристократ знатнейшего рода из семивратных Фив, знаменитый Пиндар…

Я специально привел так много материала из его творчества, чтобы вы сравнили фрагменты мыслей и идей с постулатами одной господствующей ныне идеологической доктрины. Вам станет понятно, какая культура была уничтожена, что в Греции или в Риме, что на Руси…

Но не будем о грустном. Пиндар говорит:

«Мужчины в любви молятся Солнцу, а женщины Луне».

19 комментариев

Орлуня
Костя, ощущение торжественности осталось после прочтения!))
Это так разительно от сегодняшней действительности, так необычно, что даже не верится, что было. В интернете появилось много публикаций о том, что древний мир — не такой уж и древний, мол, всё это исчезло не так давно, возможно, после каких-то ядерных войн…
А чьи переводы ты представил, каких авторов?
koss1967
Привет, Нина! Пиндара переводили многие. Но я нашел автора, который перевел его свободным стихом. Т.е., это перевод греческого именно на русский строй речи. Михаил Леонтьевич Гаспаров, ныне покойный. Перевод 1974 года. Но консультантами были и переводчики, переводившие Пиндара другими методами. На мой взгляд, это лучшее. Я ещё по Гомеру понял, насколько важны нюансы перевода. Гомер, например, звенит как ручей в Гексаметре, но буквально никакой Александрийским столпом.

Славно имя Эака,
Славна Эгина о несчетных кораблях:
Это божий суд
Привел, чтобы ее утвердить,
Дорян Гилла и Эгимия,
Это их уставами пасутся здесь люди,
Не преступая ни правды богов, ни прав чужеземцев;
В море они — как дельфины,
И как мудрые судьи — в трудах Муз и спорах борьбы…

Смотри какой отрывок! Эак — судья в царстве мертвых, отец Пелея и Теламона, дед Ахилла и Аякса, героев Троянской войны. Он родоначальник «мирмидонцев», скифов. Эгина его остров. Гилл — сын Геракла. Эгимий — сын Дора. Пиндар называет обоих дорийцами. Скоро объясню, почему это так важно. Он определяет их законодателями. Обрати внимание — правда богов и права чужеземцев! Дельфины — не только физическая связь с морем, но и Аполлон. И судят они не только спортивные соревнования, но и состязания поэтов!
Юша Могилкин
Квантитативные стихи давно уже канули в Лету. Может, оно и правильно – бо достаточно тяжеловесные для нынешних горе-паетов, но лично мне тот же гекзаметр очень нравится, а сочинять им – одно удовольствие.
Так что, Пиндар творил очень даже не зря.

Еще думаю: почему былины стали неактуальными? Кто их сейчас пишет? Никто. Почему?
Дык, вытравили из сознания русских людей весь дух героического эпоса.
Удаленный за ложь и клевету
Это для кого это былины стали не актуальными?) писал былины и писать их буду!) сегодня опубликую одну:)
koss1967
Всё правильно, уважаемый Юм Адонаевич! Былины есть национальная идеология. А у нас её нет даже по Конституции.
Юша Могилкин
Ах, любезный Константин, а как же эта, смехотворная:

"Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом"
?

)))
koss1967
Я вот об этом, уважаемый Юм Адонаевич:

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Юша Могилкин
Тогда почему ни Мединский, ни новоназначенная Любимова чужды несению русской культуры в массы?
Потому, что Путен в этом не заинтересован?
Сейчас, поди, у них и Степан Разин — так, не национальный герой, а фигня на палочке.
koss1967
Путен, уважаемый Юм Адонаевич, на Русских всегда срывается в визг и хамство, даже не скрывая свою ненависть. Разин — основная часть песенного, былинного и культурного пласта Русского Народа. Причем, абсолютный рекордсмен в области исторической памяти и преданий. А попы Разина всегда не жаловали и предавали анафеме.
Юша Могилкин
Насчет Разина, как основной составляющей культурного пласта – сказать затрудняюсь: все-таки, многообразие тем и основ не позволяло творчеству русского народа зацикливаться на чем-то одном.

А об Путене – это да, для него слово «русский» — как «Дибром» для таракана: уж больно оне боятся всего русского, а по возможности, стараются по полной программе унизить все его проявления.

koss1967
Народ и не зацикливается. Просто в песенном и былинном пласте Разин идет первым. На втором месте Иван Васильевич Грозный. Вот такая народная оценка.
Юша Могилкин
Да, наверное.
Но как же частушки и плясовые?
koss1967
Частушки и плясовые нисколько не мешают историческим песням и былинам. Полный вариант. Так пели песню в конце 17 века яицкие казаки. Колесная лира — древнейший русский инструмент. После того, как наша «православная» начала «борьбу с бесовством», практически везде исчез. Сохранился разве что у казаков:

www.youtube.com/watch?v=4RE10iEdjxM
Юша Могилкин
Зашибательское исполнение.
Куда там всяким Бичевским и прочим.

А ПЦ всегда «особое внимание» уделяло вольным народным песням.
Скоморохов – вообще терпеть не могла. Бо они — глас народа.
koss1967
Аккурат по теме:

www.youtube.com/watch?v=iii8Q71KmzM
Юша Могилкин
Зачетный голос у Самсонова.
Как и содержимое, им исполняемое.
koss1967
Согласен. Песня про гусли, которую поет Виктор Попов, на стихи Дениса Каратаева. На С.ру ещё есть его страничка. Денис погиб в 2003 г.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.