Ты сыграй, Скоморох!
Ты сыграй, Скоморох, на струне золотой,
Я послушать хочу голос древний, живой!
Твоя песня к Истокам и Воле зовет,
И сладка эта песня как бортевый Мёд…
И чарующий звон сердцем бьется в груди,
Ты струной, Скоморох, само Солнце буди!
В тьму идущий со Светом и тьмы будто нет —
И со струн золотых льется солнечный Свет!
Ай грусти, Скоморох, дай и нам погрустить,
И ростки дивной Воли в народе взрастить!
Будет всё хорошо, Правды друг, Скоморох,
Пой, чтоб в памяти нашей росток не засох…
Будят гусли былое — всем легче идти,
И пути Скоморошьи мы сможем найти!
Ты играй, Скоморох, струны рви для души,
И на Русской Земле древней Русью дыши…
6 комментариев
"… Скоморошьи потехи с явно выраженной антиклерикальной окраской происходили и в Александровской слободе. Здесь по указу царя воспроизводился ритуал монастырской жизни, а во время попоек царь и придворные рядились в маски и плясали вместе со скоморохами Скоморохи участвовали и в придворных свадебных празднествах (так, например, они веселили царский двор и самого царя Ивана IV на свадьбе его дочери Марии).
Но уже на свадьбе царя Алексея Михайловича вместо скоморохов гостей увеселяли церковные певчие. В его грамоте от 1648 года был дан приказ, чтобы «личин на себя никаких не накладывали и кобылок бесовских (не наряжали)…А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». Аналогичны были указания и в 1654г. В преследовании скоморохов не отставали и старообрядцы.
Гусли выжили…Но почему же их так ненавидела церковь? Так еще проповедник 12 века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем " кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки". В требнике 16 века среди вопросов на исповеди есть такие: " ни пел ли яси песней бесовских, не играл ли яси в гусли?". А игумен Памфил ругал псковичей за то, что «они во время купальской ночи играли в бубны и сопели и гудением струнным».
Огромное значение придавалось в ведической мифологии водоплавающей птице — гусю, лебедю, утке, где она символизировала: небо, свет, огонь, солнце, а также воплощение Творца и Вселенной. Так в санскрите хамса — гусь — лебедь душа, познавшая высшую Истину, высший дух, свет, огонь, сакральный музыкальный Рим, музыка Вселенной.
В гусли гудели, и здесь стоит вспомнить, что и в русских диалектах и на санскрите «гу» значит звучать. Ни гука — ни звука, ни гукнуть, то есть не прозвучать. Но кроме этого термит «гу» в санскрите значит ещё и идти, двигаться. Вспомним русское слово гулять. Мы с вами гуляем праздник, мы с вами гуляем свадьбу, то есть и звучим и двигаемся.
Заметим что в поучении против язычества в XII — XIII века в «Слово о твари и дни рекомом недели», говорится, что русские язычники поклоняются в первый день семидневной недели (воскресение)НЕ СОЛНЦУ, утверждая, что солнце только вещественное воплощение света, а БЕЛОМУ СВЕТУ, то есть СВЕТУ ВСЕЛЕНСКОМУ. Как писал Борис Александрович Рыбаков, вот этот свет, не имеющий видимого источника не осязаемый и неисповедимый, как эманация божества творящего мир, и был предметом поклонения средневековых язычников.
В священных текстах Упанишад говорится, что вселенский свет это златоцветная птица, обитающая в сердце и солнце. Огонь называют белой птицей, несущей свет. На санскрите огонь «очищающий, очищение», звучит как павана, а павака — чистый, яркий огонь. Кроме того, павана это свежий ветер, а павана манна это название многих хвалебных гимнов. Но в севернорусских обрядовых песнях, водоплавающая птица гусь — лебедь носит название паванька, пава, павана.
Таким образом, огонь и хвалебный гимн в санскрите прямо соотносятся с севернорусским названием гуся — лебедя — паванька, пава, павана.
Исполняя священный гимн, поэт-певец-музыкант соединял в одно целое все три мира (Славь, Правь, Навь). Голосом, ритуальным пением, как утком ткется из нитей — слов, на нитях основы — струнах ткань вселенной. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому стану. Не случайно в ведических текстах, многотысячелетней давности говорится о трех нитях основы, по которым двигается гусь-свет-огонь, созидая вещественный мир.
Гусляры гудят, а значит из звука гу и движения гу, созидают третий компонент — видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия.
А церковники боролись за духовную власть. Но думаю, они проиграли, ибо и гусли сохранились и народ сумел восстановить многие музыкальные инструменты."
Это отрывочек из моего старого эссе «Гусли и скоморохи», что на Стихире)))
Впрочем, и произведение, в котором поп использует данное слово, тоже ему приписывается, доказательств доподлинно-конкретного авторства нет.
Скорее всего, слово «скоморох» — греческого (византийского) происхождения, однокоренное с последующим итальянским «скарамучча» и французским «скарамуш»; переводится, как «начальник шутки(сарказма)».
До поповской интерпретации, вольный веселый люд на Руси называли «гусцами», «игрецами», «плясцами» и т.д.
Не существует ни одного исторического свидетельства об том, что Иван IV как-то особо был расположен к скоморохам, они его забавляли, только и всего. (Разумеется, всякие фантазии иностранцев, типа Альберта Шлихтинга с его «Кратким сказанием о характере и жестоком правлении московского тирана Васильевича» мы рассматривать не станем).
Но, скорее всего, Иван IV, подобно всем европейским монархам, держал определенный штат шутов, и, будучи человеком веселым и творческим, с весьма неплохим чувством юмора, вполне себе мог принимать участие в дворцовых представлениях, в которых, в.ч., были задействованы иные «веселые люди», набранные по всей стране в соответствии с государевым указом. Но и ловчих-охотников тоже по всей Руси для царя собирали, даже рыболовов-подледников: царские утехи – они такие, весьма разносторонние. )))
Где-то читал, что со скоморохов брали госпошлину, как с ремесленного люда, т.е., дело было поставлено на широкую ногу, причем официальную.
Теперь насчет Алексея Михайловича.
Там все сложно.
Царская грамота в Белгород об исправлении нравов и уничтожении суеверий (1648 г.)
От Царя и Великаго князя Алексея Михайловича всея Руси в Белгород, воеводе Нашему Тимофею Федоровичу Бутурлину.
Ведомо нам учинилось, что в Белгороде и в иных городех и в уездах мирские всяких чинов люди и жены их, и дети в воскресенье и в господские дни, и великих святых во время святаго пения к церквам Божиим не ходят, и умножилось в людех во всяких пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми. И от тех сатанинских учеников в православных крестьянах учинилось многое неистовство: и многие люди, забыв Бога и православную крестьянскую веру, тем прелесником и скоморохом последствуют, на безчинные их прельщение сходятся по вечером, и во всенощных позорищах на улицах и на полях, и богомерзких и скверных песней, и всяких бесовских игр слушают, мужесково и женсково полу и до сущих младенцов, и на кулачных боях меж собою драку делают, и на качелях колышутся вкруг, и на веревках; а иные прелесники мужсково и женсково полу в городех и в уездах бывают со многим чародейством и волхованием, и многих людей тем своим чародейством прельщают; а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерских баб-вдов к себе призывают и к малым детем, и те волхвы над болными и над младенцы чинят всякое бесовское волхование, и от правоверия православных крестьян отучают.
Да в городех же и в уездах от прелесников и от малоумных людей делается бесовское сонмище: сходятся многие люди мужсково и женсково полу по зорям и в ночи, чародействуют, с солнечнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громике громнение на реках и в озерах купаются, чают себе от того здравья, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаками пляшут, зернью и карты, и шахмоты, и лодыгами играют, и безчинное скакние и плясание, и поют бесовския песни; и на святой неделе жонки и девки на досках скачут; а от Рождестве Христове и до Богоявленьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякие бесовские игры; а в навечере Рождества Христова и Васильева дня, и Богоявления Господня клички бесовские кличут – коляду и таусен, и плугу, и многие человецы неразумные веруют в сон и встречу, в по(г)лаз, и в птичей грай, загадки загадывают и сказки сказывают небыльные, и празнословие с смехотворением и кощунанием, и души свои такими помраченными и беззаконными делами, и накладывают на себе личины и платья скоморошеское, и меж себе наряде бесовскую кобылку водят: и в таких в позорищах своих многие люди в блуд впадают и незапноею смертью умирают, а в той прелести крестяне погибают, и с качелей многие убиваются до смерти. Да в городских же и в уездных людех у многих бывают на свадьбах всякие безчинники и сквернословцы, и скоморохи со всякими бесовскми игры: и уклоняются православные крестьяне к бесовским прелестям и ко пьянству, а отцов духовных и по приходом попов и учителных людей наказанья не слушают, и за наказние отцом своим духовным приходным, попом и учителным людем наругание и укоризны, и безсчестье, и налогу делают.
И мы, великий государь, жалея о православных крестьянах велел о тех богомерских делех заказ учинить, чтоб православные крестьяне от такова от бесовскаго действа отстали. И как к тебе ся Наша грамота придет, и выб в воскресной не в один день велели быть в соборную церковь игуменом и черным, и мирским попом, и головам стрелецким, и сотником, и детем боярским, и из приказным, и всяким служилым, жилецким и уездным людем, и которые съедутся к торговому промыслу для своих дел, и сю Нашу грамоту веле им прочитать не поодножды всем вслух, и приказал им, чтоб в городе и в слободах. И в уезде мирские всяких чнов люди и жены их, и дети в воскресные и в господские дни и великих святых к церквам Божиим к пению приходили, и у церкви Божия стояли смирно, меж себя в церкве Божия в пение никаких речей не говорили, и слушали б церковное пение со страхом и со всяким благочестием внимателно, и отцов своих духовных и учителных людей наказания и учения слушали, и от безмернаго пьяного питья уклонялися, и были в твердости, и скоморохов з момрами (домрами) и з гусли, и с волыками, и со всякими игры, и ворожей, мужиков и баб, к болным и ко младенцам в дом к себе не призывали, и в первой день луны и в гром на водах не купались, и с серебра по домам не умывались, и слова и воску не лили, и зернью и карты, и шахмоты, и лодыгами не играли, и мевдедей и с сучками не плясали, и никаких бесовских див не творили, и на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили, и по ночем на улицах и на полях богомерских и скверных песен не пели, и сами не плясали и в ладоши не били, и всяких бесовских игр не слушали, и кулашных боев меж собой не делали, и на качелях никаких не качались, и на досках мужесково и женсково полу не скакали, и личин на себе не накладывали, и кобылок бесовских на свадьбах безчинства и сквернословия не делали. А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и всякие гудешные бесовске сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав, те бесовские игры веле жечь. А которые люди от того ото всего богомерскаго дела не отстанут и учнут впредь такого богомерскаго дела держатися, и по нашему указу тем людем велено делать наказнье: где такое безчинье объявится, или кто на кого такое безчинье скажут, и выб тех велели бить батоги; а которые люди от того не отстанут, и объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украинные городы да опалу. Одно ли чтоб есте нашу грамоту всяких чинов людем велели прочесть по многие дни, чтоб о богомерских и чародейных играх всяких чинов людем велели прочесть по многие дни, чтоб о богомерских и о чародейных играх всяких чнов людем городским и уездным были ведомы, и с сей нашей грамоты списки слово в слово разослали в станы и в волости, и велели те списки по Торжком прочитать многижды, чтоб сей наш крепкой заказ ведом был всем людем. А как в Белгороде по сему нашему указу всяких чинов людем о богомерских делах заказ учините, и что вам против того духовнаго чину и мирские люди скажут, и ты б о том к Нам отписал. А только ты по сему нашему указу делать не станешь, и тебе быть от нас в великой опале.
А писан на Москве, лета 7157 года, декабря в 5 день.
(«Аналогичны были указания и в 1654г»©. О каких именно «указаниях» царя идет речь? И в каких документах они запротоколированы?).
Ин, ладно.
В принципе, да: стараясь привести религиозную составляющую управления гражданами к единому целому, тов. Тишайший резво уничтожал все, что мешало воплощению его замыслов. Попам оно тоже было на руку, дабы ничего не смогло отвлекать рабов и червей божьих от веры в главного героя иудейских сказок.
Но при этом сам царь был весьма нечужд бесовских развлечений:
«Царь в потешных хоромах угощал бояр своих… да у кушанья же был у Великаго Государя Благовещенский протопоп, духовник Великаго Государя, Андрей Савинович… А после кушанья изволил Великий Государь себя тешить всякими играми… и в органы играли, и в сурну, и в трубы трубили… и по литаврам били… Да Великий же Государь жаловал протопопа, своего духовника, и бояр, и дьяков думных, вотками, ренским и всякими разными питиями, и пожаловал их своею государевой милостию: напоил их всех пьяных».
Разрядная книга, 1674г.
А еще царь очень жаловал театр, изготовленный по европейскому образцу его ближним боярином А.С. Матвеевым, даже сам раздавал указания сочинять увеселительные пиесы.
Нонсенс, но что поделать? )))
↓
Аккурат в 1648 году, в августе, случился Соляной бунт. Бунтовщики, скажем так, своего добились, об чем оперативно стало известно по всей стране. Благодаря кому? Правильно: офеням, странствующим богомольцам и бродячим артистам – скоморохам.
И в декабре этого же года царь шлет в Белгород свою грамоту об искоренении, мол, до вас дошли слухи об московских делах? Примите меры!
Затем последовали всякие церковные расколы, драки с монахами Соловецкого монастыря, Медные бунты, война с Польшей и Турцией, восстание в Башкирии (закончившееся победой восставших), и, наконец, сам Степан Разин столько всего замутил, что мама не горюй.
А кто нес информацию в народ? Кто стебался над царскими неудачами?
Правильно, все те же офени и скоморохи, а, странствующие богомольцы тоже не отставали от них, предрекая конец света. )))
Если проводить некую аналогию насчет действия тандемов «А.М. Романов-церковь» и «Путен-церковь» против скоморохов, вполне себе можно вспомнить современное «богородица, Путена прогони» от «Pussy Riot»:
Со всеми вытекающими карательными мерами против современных скоморохов.
А «Царская грамота в Белгород об исправлении нравов и уничтожении суеверий» вполне сопоставима со 148-ой Статьей УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и Статьей 213-той. «Хулиганство»: «Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу…».
)))
Да, чуть не забыл. )))
Насчет т.н. «Ведической мифологии» и всего прочего «Вселенского света».
«Ни гука — ни звука, ни гукнуть, то есть не прозвучать. Но кроме этого термит «гу» в санскрите значит еще и идти, двигаться…»© и далее по тексту — мнение, один в один весьма распространенное в Интернете, но не имеющее под собой никакого реального основания.
«Гусь», «гусли», «гулять» – слова, имеющие совершенно разное происхождение и никак не связанные между собой.
И на всякий случай: гусли – щипковый инструмент, гудок – смычковый. )))
Санскрит тоже не имеет никакого отношения к русскому языку.
Ныне измышления по теме тов. А.Ф. Гильфердинга считаются ненаучной фантастикой.
«Славь, Правь, Навь» — первый (и единственный) текст, в котором упоминается данная «троица» — т.н. «Велесова книга» — общеизвестная подделка. Ни в одних настоящих исторических источников данного словосочетания не имеется. Привет бездарному фальсификатору Миролюбову.
А теперь об том, кто выиграл, а кто проиграл.
Цитирую:
«Дело было в конце 60-х, 12 апреля. После концерта на День космонавтики группа деятелей культуры, среди которых были Шаинский, Валерий Зубков и Михаил Жванецкий, отправилась на банкет вместе с высшим руководящим составом советской авиации во главе с генерал-полковником Каманиным. И когда дважды Герой Советского Союза Каманин рассказывал о жизни испытателей, он заговорил о Шестидневной войне, высоко отзываясь о мастерстве израильских асов. Генерал посетовал, что советским летчикам пришлось воевать вдали от родины и многие были сбиты на арабо-израильском фронте.
«Неожиданно встал подвыпивший Шаинский, – рассказывал позже Михаил Жванецкий. – “Нечего у нас летать! Будете летать – будем сбивать!” Генерал слегка оторопел от этого неожиданного заявления, но спокойно сказал: “Мы не выбираем. Согласно присяге, мы подчиняемся приказу”. “Нас, – перебил Шаинский, подчеркивая слово “нас”, – ваш приказ не интересует. Летайте где хотите, но к нам мы лезть не позволим”. “Мы – военные люди, – пытался объяснить летчик, – и летим туда, куда нас посылает командование”. Шаинский гнул свое: “У нас вы не разлетаетесь – будем сбивать. Мы отобьем охоту воевать против нашего государства! А еще раз полезете – будем уничтожать прямо на советских аэродромах”. Мы с Зубковым слушали нашего обычно тихого и очаровательного, а тут вдруг разгулявшегося Шаинского одновременно с восхищением и ужасом. В душе мы были с ним согласны, но, как говорят одесситы, нашел время и место. Он наговорил примерно на 25 лет каторги, а наш срок, как слушавших и не возражавших, тянул лет на десять. Что самое удивительное, ни один из присутствующих не выступил с фальшиво-патриотическим заявлением, доказывающим его любовь к советской власти. Наоборот, они даже как бы сочувственно отнеслись к сказанному Шаинским. “Я прекрасно понимаю вашу позицию, – сказал Каманин, – но меня немного удивляет тот факт, что вы написали такое количество прекрасных русских песен, а живете мыслями и чувствами Израиля”. “Все мои песни – еврейские, – заявил Шаинский. – Это кадиши, переделанные под якобы русские песни. Смотрите”, – сел он за рояль и начал играть сначала свои песни, а потом соответствующие им еврейские молитвы, подробно объясняя, как он их подгонял под русский колорит. Вечер закончился всеобщим повальным хохотом».
Впоследствии Шаинский не раз будет признаваться, что все его мелодии навеяны клезмером, наследуют клезмерские традиции. Однако совсем родным Израиль станет для Шаинского в 2000 году, когда он вместе с семьей переедет туда на постоянное место жительства. Здесь он, вместе с поэтом Зеевом Гейзелем, выпустил диск «Чебурашка и все, все, все!», где все детские песни были переведены на иврит. Однако через четыре года Шаинский все-таки решил уехать в США, где и живет сейчас вместе со своей женой и младшей дочкой. Но в России и Израиле он по-прежнему бывает и эти близкие для себя страны забывать не собирается».
И что там у нас с гуслями, былинами, частушками?
Где оно все?
Сплошные «кадиши, переделанные под якобы русские песни».
Не смущает?
)))
www.chitalnya.ru/work/2182930/
Правда, Михаила Ефремова тоже можно назвать скоморохом..., но с натяжкой)))
Недавно посмотрела видео, где доказывается, что ДТП было постановкой с компьютерной графикой. Просто власти надоел этот скоморох))
www.youtube.com/watch?v=y8ta8tJRlQg
разъебаичестные люди, такие же, как мы: они рубили правду-матку в глаза всем и каждому, но, в отличие от нас, это был их единственный источник дохода. )))К сожалению, не существует ни одного свидетельства того, что скоморохи являлись обязательными адептами дохристианской религии наших славян,
поскольку скоморошьи игрища (еще очень долго после т.н. «крещения»), светскими властями вполне себе допускались и даже приветствовались; впрочем, с учетом того, что христианизация Руси длилась черт его знает сколько времени, и до сих пор не завершилась полностью, вполне себе можно предположить об некой интеграции нескольких религий в единое целое (правда, с большими оговорками).
Я, например, знаю одну мега-правослабную семью, которая верит в существование Домового, обитающего в ихней квартире.
Об гуслях.
Игрывал, как же. Еще в детстве. )))
Как раз, общаясь по телефону с Говардом Фридрихэнегельсовичем, пытался найти в карманах своего барского халата с царского плеча старинную фотографию, где я что-то на них изображаю. Не нашел. Зато выудил из недр домашней одежды печать Итальянского Кредитного банка 1870 года:
серебряный рубль времен Александра III:
его чугунный советский аналог с изображением папы Говарда:
и кучу всякой полезной мелочи:
)))
Но не буду отвлекаться.
Тут вот в чем фишка: гусли – старинный русский инструмент, как именно он звучал изначально – не знает никто.
К тому же, гусли имели (имеют) много модификаций по форме и количеству струн, но древняя технология их изготовления, видимо, утеряна навсегда.
И гусли нынче – экзотика, мало кем воспринимаемая.
А зря.
Шикарная штука с большими возможностями.
)))