Как сочинять стихи. Ликбез для обывателя. Вступление. Рифма

Эстетика и критика


Эпиграф.
Таки я начинаю новую серию концертов под названием «А».
Аркадий Северный.

Значится, мальчики и девочки, с этого времени я стану рассказывать вам об том, как сочинять стихи.
Ничего заумно-академического вы в моих повествованиях не увидите, вам не придется напрягать моск в размышлениях над всякими клаузулами, параллелизмами и постоянным объемом анакрузы – все будет по-простому, но с осознанием, как пельмени и сто грамм.
Разумеется, сим не ставлю никакой цели перевоспитать закостенелых грешников от паэзии, мне они, вообще, по барабану, мое дело – обозначить все, как есть, а там – хоть потоп.

И начнем, пожалуй, с РИФМЫ.



Предпосылки:
domstihov.org/esthetic/2018/04/08/ob-lyubvi-k-rifmam-chast-vtoraya.html
domstihov.org/Social_and_political_lyrics/2019/07/23/chto-ne-tak-s-russkoy-poeziey.html

Известное нам (жителям этой страны), слово «Рифма» произошло от древнегреческого «ρυθμος» — «размеренность, ритм, такт».
Черт его знает, почему оно так произошло, ведь эллины не были знакомы с рифмой в современном ее понятии.
Но… назвали рифму «рифмой», куда теперь деваться?
Оставим все, как есть.

А рифма – оно такая штука, которая «звуковой повтор в конце ритмической единицы в стихе», иначе – созвучие окончания строк.

Рифма может быть только точной, все остальное – китайская подделка.

Как там написано у Булгакова? –
«Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!».

Кстати, насчет китайцев. А ведь это они изобрели рифму задолго до европейских поэтов-богословов и прочих трубадуров.
Потом рифмовать стали арабы, и только затем – «белые люди».

Но вернемся к «осетрине первой свежести».
Почему рифма может быть только точной?
Да потому, что она – единственная, которую человеческий слух воспринимает без отторжения и прочих сомнений.

Рассмотрим все это дело на конкретных примерах. Разумеется, всякие «Москве-земле» и прочие «иди-смори» препарировать не станем – с ними и так все понятно.

1.
Устав бороться, закемарил я под вечер,
Мне снились клуши — виртуальные овечки,
Точнее, хищницы в овечьих шкурах кротких,
Они в рецушках кувыркались беззаботно
.
(Вшивая лена).

Скажите вы ему: мы уезжаем –
Отсюда уезжаем насовсем:
Нам Хайфа послезавтра станет раем,
Без гойских шахер-махерских систем…

(Автор)

Т.е., дураку понятно, что «вечер-овечки» — «кротких-беззаботно» вообще никак не смотрятся (не читаются, не воспринимаются), на фоне «уезжаем-раем» и «насовсем-систем».

В общем, полнейшее безобразие, раздрай и халтура.

2.
Мысль до всех донести я хочу постараться,
знаю: умный читатель оценит ее.
Вы ещё не читали таких диссертаций,
отразивших «по полной» мышленье мое
.
(гришка липец)

«Постараться-диссертаций» — тоже никакая не рифма, а профанация.
Зато, вот, «постараций-диссертаций» или «постараться-диссертаца» – оно самое то, но слов «постараций» и «диссертаца» в русском языке, к счастью, нет.

Настал веселый праздник Пурим —
и беспокоиться на кой?!
А сердце снова «просит бури,
как будто в бурях есть покой

(Тоже гришка липец)

«Пури-бури» — вполне так себе рифма, нафик ей нужна лишняя буква «Р»?

3.
Очень часто граждане мудрят с последними буквами в словах, которые пытаются срифмовать между собой: общеизвестные «строек-героев», «покрытый-копытом», что тоже совсем не есть хорошо.

4.
Разумеется, всякие а-ля «кашель-капель» – тоже рифмами не являются.

Вот и получается, мои дорогие маленькие метроманчики, что вы все мнили себя хвеликими паетами, а на деле оказались всего лишь молекулами из многомиллионной биомассы, подверженной совершенно неправильному представлению о рифмах вообще.

Но не переживайте, старик Могилкин включит вам свет в конце беспробудного туннеля и выведет на правильный путь.
И так, вот они, незыблемые постулаты, чтобы все сложилось хорошо:

1. Окончания в рифмующихся строках обязаны полностью соответствовать друг другу.
2. Желательно рифмовать между собой разные части речи (типа: «струна-влюблена», «нить-говорить»).
3. В преимуществе – разное количество слогов в рифмующихся словах должно быть разным (особенно в т.н. «глагольных рифмах»), но это необязательное, хотя и нелишнее требование.
4. Рифмы типа «случай-колючий», «пиво-красива» и «грубым-трубам» ошибкой не являются, поскольку прекрасно воспринимаются на слух.
5. «Кровь-любовь-морковь» — не заезженный криминал. Все зависит от того, как оно подано.
6. Вполне себе можно искать что-то новое, интересное, типа:

«Познав кайф умиротворенья,
Бедняга умер от варенья
»,

«Макака думала,
Что какаду мала
»,

«родители-родите ли», «одно-о дно» и т.д.

Все достаточно просто, однако.

Но, как всегда, есть нюанс.
Вышеозначенная биомасса, претендующая на гордое звание «поэтов всея сея», фигачит, как бох на душу положит, пытаясь бессистемно «рифмовать» рифмуемое и нерифмуемое.
А, вот, например, Говарду Уткину – оно вообще по барабану,
Софья Юрьевна – в катренах с «перекрестной рифмой» — всегда АА «срифмует» точно, «ББ» — по собственному желанию,
а некий «Александр Барин» (точнее, одно его произведение), вообще является апофеозом того, как рифмовать нельзя, но, тем не менее, оно – яркий пример уперто-тенденциозной индивидуальности «Aut Caesar, aut nihil», в которой «ничего» оказалось-таки на высоте (не у каждого оно так получится):

Душит голод (собака) душу мне
Эх, сейчас бы беляш общепитовский!
Я его с удовольствием скушал бы,
Чтоб зажмурился глаз навыкате

Наслаждался бы нежной мякотью
Там, где мясо граничит с тестом и
Где-то слышал: армяне, якобы,
Их в тандыре пекут, по-местному

Ну а те, кто не верит повару:
«Не берите, мол, он отравленный»
Просто жмотят свои рублевые
И не ведают счастье. Явно ведь.


Сентенция

А кто не умеет рифмовать – пусть пишет стихи без рифмы вообще.
Так будет проще для всех.

10 комментариев

Орлуня
Во, приехали: «А кто не умеет рифмовать – пусть пишет стихи без рифмы вообще.
Так будет проще для всех»))) Значит, мне вполне можно хоть что-то писать! Я просто счастлива! А то лет десять назад ко мне на страницу на стихире как придут Тугановы-Крошины, так прямо и заявляют:«Это не стихи. Идите лучше щи варите!» Спасибо, Юша, давно пора просветить таких, как я ...)))
Юша Могилкин
Нарисовать «палка-палка-огуречик» может каждый. Но стать Суриковым, Шишкиным или Айвазовским дано далеко не всем.
Так и в стихосложении.

А которое насчет посвящения…
Дык, все оно – азбучные истины, известные еще со стародавних времен.
А вообще, я устал читать одно и то же в исполнении целой кучи разных людей.
Хочется поэзии…

)))
Ira Vodkina
«Осетрина первой свежести» — это для гурманов. А тут подают какую-то кильку в томате:
«Устав бороться, закемарил я под вечер,
Мне снились клуши — виртуальные овечки,
Точнее, хищницы в овечьих шкурах кротких,
Они в рецушках кувыркались беззаботно.
(Вшивая лена).»
))))
Юша Могилкин
Не, для гурманов – только кильки от Вшивой, бо «гурман» (фр. «gormant» — «обжора, чревоугодник»), а, вот, для гурмэ (фр. «gourmet» — «ценитель изысканной пищи») – что-то куда, как повкуснее, например, поэтическая осетрина.

)))
Ira Vodkina
Видите ли, из гурмэ тоже может получиться неплохой гурман, обжора и чревоугодник.
Человек сам должен управлять своим аппетитом, вот я, к примеру, могу всю неделю питаться овсянкой и постным супчиком, но килька в томате? Особенно когда глаза кильки начинают хрустеть на зубах)))
Юша Могилкин
Конечно может. Например, я. )))
Помнится, в бытность своего многолетнего пребывания в Крыму, с большим удовольствием употреблял кильку в масле и бычков в томате.
Потом, когда вернулся на Родину предков, с удивлением обнаружил, что в местной столице бычков в томате нет вообще (от слова «совсем»).
А вожделенную банку консервов смог купить только годы спустя в Днепродзержинске.
Спрятал в холодильник и все ждал торжественного случая ее открыть.
Долго ждал. А, когда открыл, оказалось, бычки протухли.
А счастье было так близко…
Но желание уже исчезло.
Теперь, вот, сижу, уныло трескаю жаренных перепелок с картофельным гратеном и ностальгирую по былым временам.

)))
Ira Vodkina
Кильку в масле? Может быть, это шпроты?
Юша Могилкин
Нет, именно килька. Соленая. Продавалась на развес.
Вихляндр Стремглавский
Рифмотрон два стихотрансформера.
Хмельников
1.
ДВА, — СДВИГ,
Движения миг.
ШОК!- ТИК,-
Решения блик.
МОЗГ ДИК,-
Уменья постиг.
СОН ТИХ,
Забвения вскрик…
2.
Отчего так хочется избавиться
От зигзагов умонастроения?-
С идиотом корчится красавица,-
Доля блага — низкая материя.

Почему бы мне не воспротивится
Ада вечным проискам естественным?-
Дам Уму во Сне Мечту-Счастливицу
Для Беспечных Поисков Божественных…

© Copyright: Хмельников, 2005
Юша Могилкин
Подумаешь. )))

На заре восьмидесятых я еще и не такую фигню сочинял, а поди ж ты, она стала классикой отечественного синематографа:

Все цари живут по-царски
Водку пьют и баб ебут;
На хую навалом смазки,
Остальное им не в труд.
Раз, в какой стране, не знаю,
Что-то в памяти беда,
У царевны молодая
Зачесалася пизда.

Царь был славный старикан —
Бабы, вобла и стакан,
Обладал огромным хером,
Дочь свою любил без меры.
И когда она пришла
Рассказать что потекла,
Понял царь: «Пора настала
Ей познать мужское жало.

Дочке уж двадцатый год…
Замуж!.. Пусть ее ебет
Молодой мужик с хорошим
Хером крепким и пригожим».
Царь указ дает гонцам:
«Разыщите молодца,
Чтобы хуй стоял трубою,
Чтоб от баб не знал отбоя,

Чтоб царевну так взъебал,
Аж дворец наш задрожал.
Если жизнью дорожите —
Сроку — ночь и как хотите,
Но чтоб утром были здесь
Возжелатели невест!».
На коней гонцы садились,
Подрочили, помолились:

«Ох, и ебанный же труд:
Где найти нам хуй стоячий,
С колокольню, не иначе,
А не то нас всех взъебут!»…

И т.д.

Но с годами, понимаешь ли, поумнел и осознал. Теперь оправдываю оказанное мне высокое доверие.

)))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.